РАЗВЕРТЫВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОТЛОЖЕНО НА 2012 ГОД

Боюсь показаться нескромной, но еще в 2000 г., когда появились первые разговоры о Galileo, моя интуиция подсказала, что до дела не дойдет. На чем зиждились эти подозрения, сейчас уже трудно вспомнить, но что-то настораживало. К сожалению, опасения оправдались. Амбициозный проект дышит на ладан. Более того, ходят слухи о его закрытии, хотя на Galileo уже потрачены большие средства и примерно половина европейцев, по сведениям Eurobarometer, осведомлены о ходе проекта. При этом около 44% считают, что отказ от проекта больно ударит по имиджу ЕС.

Мечты, мечты, где ваша сладость

Согласно первоначальному плану полное созвездие спутников должно было быть развернуто в 2008 г. Сейчас сроки сдвинулись. В последнем официальном пресс-релизе Еврокомиссии датой развертывания проекта значится 2012-й, хотя в прессе и в комментариях экспертов все чаще называют 2013-й. В конце 2005 г. был запущен единственный на сегодняшний момент спутник системы GIOVE-A, который отправил свой первый навигационный сигнал, принятый центром обработки данных в Нидерландах, 12 января 2006 г. Теперь срок жизни спутника подходит к концу — его тестирование было рассчитано примерно на два года, после чего должен был начаться запуск рабочих аппаратов системы.

Дата запуска второго спутника, GIOVE-B, многократно переносилась. В настоящее время планируется отправить его в полет нынешней осенью, но уже как-то слабо верится, что это вообще когда-нибудь произойдет. Запуск откладывался, в частности, из-за короткого замыкания, которое случилось во время тестирования аппарата в Италии. В настоящее время ходят интересные слухи, дословно формулируемые как “задержка не связана с часами на основе водородного мазера”. С чем на самом деле она связана, не сообщается. GIOVE-B технически намного ближе к рабочим спутникам системы, чем GIOVE-A. При этом рабочие спутники должны были быть изготовлены в количестве тридцати штук и запущены на орбиты в конце 2008-го.

Амбициозный проект дышит на ладан. Более того, ходят слухи о его закрытии, хотя на Galileo уже потрачены большие средства.

Чтобы спасти проект от коллапса, Еврокомиссия собирается сделать отчаянный шаг и запустить спутник GIOVE-A2, единственной задачей которого станет защита частот, которые в соответствии с нормами ITU могут быть отняты из-за неиспользования.

Распад консорциума

Проблема, как почти всегда бывает, уперлась в деньги. В свое время для реализации проекта был сформирован консорциум из восьми компаний — AENA, Alcatel, EADS, Finmeccanica, Hispasat, Inmarsat, TeleOp и Thales, которые так и не сумели достичь заметного прогресса в его реализации. В частности, если посмотреть на список официальных пресс-релизов по Galileo, то бросается в глаза, что каких-либо значимых работ не проводилось весь прошлый год. Все это время шли международные переговоры — то с Марокко, то с Северной Кореей, то с Украиной, Аргентиной и Индией. Параллельно фирмы тратили деньги и выясняли отношения между собой. Последнее привело к тому, что работы были практически остановлены.

По первоначальному плану Евросоюз должен был профинансировать разработку и вывод на орбиту первых четырех спутников группировки Galileo, а упомянутый выше консорциум — инвестировать две трети затрат на остальные 26 спутников с последующим покрытием своих расходов за счет средств от эксплуатации системы. Консорциум инвестировать не захотел, ссылаясь на финансовые риски и сомнения в рентабельности создаваемой системы. В качестве официальной причины было сообщено, что восемь компаний-участников не смогли договориться о масштабах участия в проекте. В июне 2007 г. грянул закономерный финал: Европейская комиссия приняла решение полностью передать Galileo госструктурам, исключив из проекта частные предприятия. По мнению экспертов, это поможет создать в странах Евросоюза порядка 150 тыс. новых рабочих мест.

К слову, переговоры с Индией ведутся до сих пор. В частности, в середине мая индийское правительство подтвердило готовность участвовать в финансировании проекта. А инвестиции сейчас Galileo очень нужны — на проект требуется дополнительно 2,4 млрд. евро, причем основная доля средств будет выделена из бюджетов стран -- членов сообщества.

Туманные перспективы

Возможность когда-нибудь получить отдачу от этого масштабного проекта, и правда, выглядит все более и более призрачной. В 2001 г., когда было проведено независимое экономическое исследование, подтвердившее финансовую целесообразность замысла, существовала только американская система NAVSTAR. Соблазн разрушить американскую монополию был силен. Новая объединенная Европа рвалась показать, на что она способна. Сейчас, когда российская ГЛОНАСС почти доведена до рабочего состояния и когда Китай строит свою Beidou, смысл создавать собственную систему становится все менее и менее очевидным.

“А вдруг США отключат GPS? А вдруг сигнал станут снова искусственно загрублять? А вдруг за использование решения придется платить?” — вопрошали несколько лет назад идеологи Galileo. Они были правы, но значительное отставание проекта от запланированных сроков поставило на всех этих мотивах жирный крест. Если говорить вообще, то страной, которая спутала карты ЕС, стала Россия. Уже сейчас нашу навигационную систему ГЛОНАСС можно использовать несколько часов в сутки, и орбитальная группировка постоянно наращивается. В частности, в настоящее время в состав группировки ГЛОНАСС входит 17 космических аппаратов, при этом по целевому назначению используется одиннаддцать. Еще четыре спутника находятся на профилактике, а один — выводится из системы.

Кроме того, планировалось, что часть услуг Galileo будет платной. В то же время эксперты сходятся во мнении, что создавать платную альтернативу бесплатному NAVSTAR — задача совершенно бессмысленная. Тот факт, что точность определения координат Galileo составит около метра, погоды не делает. Хотя точность GPS и ГЛОНАСС несколько ниже (5 и 10 м соответственно), использование дифференциального режима легко доводит эти цифры до сантиметров, а порой и миллиметров. В настоящее время GPS проходит модернизацию, устаревшие спутники заменяются на аппараты BLOCK IIR -M1, обладающие повышенной мощностью передатчиков и позволяющие повысить точность и надежность определения координат.

Что касается потенциальной прибыли от производства Galileo-приемников, то очевидно, что по мере развертывания ГЛОНАСС односистемные приемники уступят пальму первенства двухсистемным. Таким образом, возможность принимать сигналы и от Galileo будет интересной опцией, но не более того. К слову, первый навигационный приемник, способный одновременно использовать сигналы GPS и ГЛОНАСС, был создан компанией Magellan еще в 1996 г. С учетом китайской Beidou реальностью становятся трехсистемные приборы. Здравый смысл подсказывает, что четвертая система особого практического значения иметь уже не будет.

Понимая плачевность сложившейся ситуации, в ЕС пытаются что-то придумать. Проект Galileo несет значительную политическую нагрузку, это шанс доказать, на что способна Европа и могут ли объединившиеся страны работать сплоченно и эффективно, решая сложные комплексные задачи. Помимо этого в проект вложено уже очень много денег. Таким образом, необходимы нестандартные варианты решения проблем, но с этим также дело обстоит неважно.

В частности, комиссар Евросоюза по вопросам транспорта Жак Барро высказал идею о пересмотре позиции по использованию Galileo исключительно в гражданских целях, разрешив ее военное применение. Ожидается, что использование системы в целях обороны поможет привлечь в проект инвестиции. “Нужна же военным какая-нибудь навигационная система”, — заявил Барро, отметив, что Вашингтон вряд ли будет протестовать против изменения статуса системы, хотя изначально мирное использование Galileo было заявлено именно для того, чтобы исключить несогласие США. Неясно, правда, поможет ли этот шаг ускорить работы по проекту и какие последствия он будет иметь в долгосрочной перспективе.

Спутниковая навигация 2017

Будущее спутниковой навигации, роли игроков и возможное распределение сфер влияния вызывают пристальный интерес экспертов. В частности, в одном из прогнозов, составленном компанией Advanced Research Corporation, предлагается три сценария развития спутниковой навигации до 2017 г.— оптимистичный, пессимистичный и реальный.

Оптимистичный сценарий предполагает, что в недалеком будущем все три системы будут работать совместно и в полном объеме, причем NAVSTAR продолжит неустанно наращивать число спутников и их техническое совершенство, Galileo запустит все 30 спутников, а ГЛОНАСС нарастит группировку до полного созвездия. При этом все без исключения космические аппараты ГЛОНАСС будут принадлежать новому поколению “К”, характеристики которых будут ничем не уступать американским или европейским, а кое в чем -- даже превосходить их. Расчеты показывают, что в 2017 г. в этом случае в каждый момент времени в зоне видимости будет находиться около 25 спутников различных типов.

Худший сценарий выглядит куда более драматично: аппараты GPS BLOCK III так и не будут профинансированы, а замена устаревших спутников на недавно разработанные BLOCK IIF перенесется с 2008—2016 на 2010—2018 гг. В результате к 2017 г. на орбите останется всего 22 спутника системы NAVSTAR. При этом ГЛОНАСС и Galileo продолжат борьбу за существование. С огромными трудами Galileo удастся запустить с полдюжины спутников, обеспечив хотя бы номинальную работоспособность своей системы, а космические аппараты ГЛОНАСС будут выходить из строя быстрее, чем их станут запускать. Частота запусков при этом составит один раз в год, каждый раз на орбиту будут отправляться три аппарата, но этого окажется недостаточным для поддержания системы в рабочем состоянии, поскольку ненадежные спутники будут часто ломаться. Если оправдается именно этот сценарий, то более-менее устойчиво работать смогут только мультисистемные приемники.

В то же время в прогнозе утверждается, что наиболее вероятным является третий сценарий, при котором США поддерживают свою систему в работоспособном состоянии, запуская каждый новый спутник только после того, как предыдущий вышел из строя. Таким образом, американское правительство откажется от планов принудительной замены всех устаревших, но работоспособных спутников на новые модели. Работы по GPS BLOCK III будут профинансированы, но с задержкой, и первые два спутника нового поколения запустят как раз в 2017 г. Именно к этому моменту ГЛОНАСС нарастит свою орбитальную группировку до полного созвездия, при этом часть космических аппаратов будет принадлежать к поколению “М”, а часть — к поколению “К”. Система Galileo будет развернута в 2015 г.

Прогноз совершенно не учитывает наличие китайской системы, но это неудивительно — невозможно делать прогнозы при недостатке исходных данных. Никто на самом деле не знает, что именно строит в космосе Китай и сколько будет спутников в китайской Beidou — 5 или 32.