НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

О возврате технически сложных товаров надлежащего качества

Недавно промелькнуло сообщение, что в некотором технически развитом государстве покупатели возвращали планшеты Samsung GALAXY Tab только на том основании, что ошибочно полагали, будто приобрели планшеты Apple iPad.


Внешний вид смартфона Samsung GALAXY Tab (фото с сайта Samsung.ru)


Внешний вид смартфона Apple iPad (фото с сайта Apple.ru)

Лично меня в этом сообщении поразила не вопиющая техническая безграмотность покупателей, обращающих внимание лишь на внешний вид модных и популярных ИТ-гаджетов, а сам факт возврата ритейлерам технически сложных товаров надлежащего качества.

Живи эти невнимательные покупатели в России, едва ли им удалось бы вернуть планшет продавцу даже в том случае, если они им вообще не пользовались и упаковку от него (а также чек и прочие сопроводительные документы) не рвали и не выбрасывали.

Дело тут вот в чем. В действующем в нашей стране “Законе о правах потребителей” есть статья 25 (“ Право потребителя на обмен товара надлежащего качества ”). Пункт 1 этой статьи гласит: “Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации”.

Есть в этой статье и пункт 2: “В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара”.

В то же время (см. последнее предложение п. 1 статьи 25) существует “Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации” (он упомянут в Постановлениях Правительства РФ № 1222 от 20.10.1998 и № 81 от 06.02.2002). В нем, среди прочего, упоминаются  бытовая радиоэлектронная аппаратура, бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура, а также прочие девайсы, вплоть до электронных игрушек.

Иными словами, в России по закону ни один ИТ-гаджет надлежащего качества сдать продавцу нельзя. В то же время, есть компьютерно-розничные магазины (как традиционные, так и онлайновые), которые, в целях повышения лояльности покупателей, иногда возвращают своим клиентам деньги за уже приобретенный товар надлежащего качества. А иногда даже проводят специальные акции (на отдельные товары или товарные группы) под девизом “Если товар вам не понравится, то мы вернем вам деньги”.

Как же им это удается? Все дело в том, что ритейлеры, как правило, заключают с дистрибьюторами, у которых они приобретают товары, соглашения о сотрудничестве. Так вот, в этих соглашениях, по взаимному согласию сторон, иногда оговариваются ситуации, связанные с возвратом товаров надлежащего качества от того или иного поставщика. Особенно это актуально для Интернет-магазинов, где просьбы о возврате товаров со стороны конечных пользователей – не редкость.

А вот интересно, на практике в нашей стране кому-либо удавалось сдать продавцу непонравившийся по тем или иным причинам ноутбук, нетбук, планшет или хотя бы смартфон надлежащего качества?
Татьяна
До чего разбалован нормальным человеческим отношением западный человек. Но возврат исправного планшета – это уж слишком…
Санек
а почему собстна, вдруг непонравившиеся джинсы (не подходят по расцветке) сдать обратно можно, а какой-нть гаджет типа планшета (не подошел по размеру, не влезает в другую любимую сумочку) сдать низя?!?! странные у нас все-таки законы ;)
Иван
Насколько я знаю можно сдать любой товар в течение 14 дней, если он был куплен через интернет. Это правила интернет торговли. Так нам с женой  объяснили представители одного крупного интернет-магазина,  когда мы хотели сдать смартфон. И они собственно согласились его принять, но в последний момент мы сами передумали. Так что на 100% не уверен.