НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Что волнует ИТ-преподавателей и потенциальных “ИТ-учеников”?

30 октября заканчивается прием заявок от желающих стать партнером XI открытой всероссийской конференции “Преподавание ИТ в России”. [spoiler]

Сама конференция – её проводит ассоциация АП КИТ -- запланирована на вторую декаду мая. В связи с этим решил я посмотреть, какие вопросы волновали организаторов и участников минувшей (10-й по счету) конференции, которая проходила в МГУ им. М. В. Ломоносова и спонсорами которой выступали IBM, Intel, Oracle, “1С” и “Ланит”. В качестве источника информации воспользовался официальным отчетом.

В этом отчете нашел такие слова: “В докладах, на круглых столах и панельных дискуссиях были рассмотрены вопросы инновационного потенциала университетов в области информационных технологий, фундаментальных и прикладных компонентов ИТ-образования, роли профессиональных стандартов в формировании современных ИТ-специалистов. Второй год на конференции горячо обсуждались вопросы школьного ИТ-образования”.

А вот сведения о масштабе мероприятия: “Для участия в конференции зарегистрировались более 880 человек. Приняли очное участие свыше 500 преподавателей и учителей информатики. Программный комитет традиционно отобрал из присланных докладов самые интересные. Программа включала 12 пленарных, 24 секционных, 14 стендовых докладов, 5 мастер-классов, 3 панельных дискуссии”. Масштаб впечатляет.

На этой конференции Илья Массух (сейчас он возглавляет “Фонд информационной демократии”, а тогда был заместителем министра связи и массовых коммуникаций) “обратил внимание на все более важную роль ИТ в системе управления государством, экономикой, бизнесом… Он затронул и тему ИТ-кадров, отметив, что подготовка ИТ-специалистов – не простая задача. Учебным заведениям в одиночку очень трудно ее решить даже в условиях наличия финансовых средств. Здесь видится большая роль ИТ-бизнеса, ИТ-индустрии, которые должны выступать не только заказчиком ИТ-кадров, но и партнером при их подготовке. В своем выступлении замминистра поддержал необходимость популяризации ИТ-специальностей среди школьников и их родителей, иначе в условиях демографического спада ИТ-отрасль не дополучит сначала студентов по ИТ-специальностям, а потом и работников этих профессий”.

Cовершенно неустаревающие слова. Думаю, что их смело можно будет произносить и на грядущей всероссийской конференции “Преподавание ИТ в России”. Да и на многих последующих конференциях тоже.

Генеральный директор IBM в России и странах СНГ Кирилл Корнильев был более конкретен и, среди прочего, отметил: “8 из 10 самых востребованных в 2010 г. профессий не существовало в 2004 г… Объем технологической информации удваивается каждые два года, что для студентов и бакалавров означает – информация, полученная ими в первый год обучения устареет к 3-му году”.

Что верно, то верно – прикладные знания (то есть знания о конкретных продуктах) устаревают очень быстро. Буквально за время обучения. В этом отношении фундаментальные знания более живучи. Ещё более живучи (практически вечны) знания о том, как правильно организовать свое время (соответствующая наука называется тайм-менеджмент) и как правильно подбирать, расставлять и развивать персонал. Но это уже не совсем ИТ-дисциплины.

Что же касается ИТ-дисциплин, то не так давно мы провели онлайн-опрос на тему “Какое ИТ-обучение вы хотели бы пройти?” и сейчас предлагаем его итоги вашему вниманию.

Вопрос был сформулирован так: “Если бы вам представилась возможность получить в одном из государственных вузов нашей страны высшее ИТ-образование, то по какому из перечисленных ниже направлений (в скобках указан код направления по классификации ФГОС ВПО) вы хотели бы пройти обучение (можно выбирать несколько вариантов ответа)”?

Вот какой рейтинг получился в итоге. В скобках указаны код направления (по классификации ФГОС ВПО) и процент голосов, которые собрала соответствующая ИТ-дисциплина.

• Системный анализ и управление (220100) -- 25,23%;
• Информационная безопасность (090900) -- 25,23%;
• Информационные системы и технологии (230400) -- 24,30%;
• Программная инженерия (231000) -- 22,43%;
• Бизнес-информатика (080500) -- 20,56%;
• Автоматизация технологических процессов и производств (220700) -- 13,08%;
• Информатика и вычислительная техника (230100) -- 13,08%;
• Фундаментальная информатика и ИТ (010300) -- 11,21%;
• Прикладная математика и информатика (010400) -- 11,21%;
• Прикладная информатика (230700) -- 10,28%;
• ИКТ и системы связи (210700) -- 9,35%;
• Математика и компьютерные науки -- 7,48%;
• Мат. обеспечение и администрирование информационных систем (010500)  --7,48%;
• Управление в технических системах (220400) -- 5,61%;
• Прикладная математика (231300) -- 4,67%;
• Мехатроника и робототехника (221000) -- 4,67%;
• Мне не интересно ни одно из этих направлений обучения -- 2,80%.

За робототехнику, конечно, обидно. Вроде бы исключительно перспективное направление (по некоторым оценкам, к 2015 г. мировой рынок роботов вырастет до 18 млрд. долл. Недаром в июне этого года исполнительный директор Mail.Ru Group Дмитрий Гришин объявил о создании венчурного фонда, ориентированного на стартапы в области персональной робототехники), а желающих изучать соответствующие науки не так много.  

Тем не менее надеюсь, что этот рейтинг в определенной степени поможет расставить приоритеты организаторам и докладчикам XI открытой всероссийской конференции “Преподавание ИТ в России”. А может даже повлияет и на состав её партнеров.