Аншлаг, зафиксированный на прошедшей в начале ноября ежегодной конференции ViRush разработчика отечественной BI-платформы компании Visiology, несомненно связан с темой импортозамещения. Однако, если вспомнить аналогичную конференцию двухгодичной давности, то и тогда президент группы Polymedia, включающей Visiology, Елена Новикова называла импортозамещение, одним из основных драйверов российского BI-рынка. Что же изменилось?

Если два года назад в качестве стимулов импортозамещения фигурировали уход глобальных BI-вендоров в облака (как правило, в зарубежных ЦОДах) и регуляторные риски использования их продуктов, то в году нынешнем главным фактором стал уход из России большинства крупных западных BI-вендоров. Прекращение продаж лицензий и поддержки вынуждают российских заказчиков в срочном порядке искать импортонезависимую замену эксплуатируемым сегодня BI-решениям. Об одном проекте такого рода — переходе с BI-платформы Tableau на Visiology — сообщил, в частности, руководитель группы развития систем отчётности «СберМегаМаркет» Роман Ковалёв.

Согласно оценкам, которые привел управляющий партнер компании Visiology Иван Вахмянин, за год структура отечественного рынка BI кардинально изменилась: если в 2021-м 92% его приходилась на продукты западных вендоров, то сегодня 60% захвачено российскими и китайскими компаниями, на долю западных осталось 40%, но из них 25% поступает по «серым» каналам. Казалось бы, российским вендорам открываются блестящие возможности по захвату местного рынка. Однако рост их доходов сдерживается из-за общих проблем российской экономики и сопровождающего их спада рынка ИТ. Об этом свидетельствует недавнее заявление директора «1С» Бориса Нуралиева о том, что по итогам текущего года компания ожидает снижения объемов продаж продуктов и сервисов «1С:Предприятия» на 8,1%. О прогнозе 15%-го спада в 2022 г. российского ИТ-рынка сообщал и генеральный директор компании Notamedia Сергей Ковтун.

Согласно прогнозу консалтингового агентства PAC, озвученному на упомянутой позапрошлогодней конференции ViRush, российский рынок решений для анализа данных (лицензии плюс услуги) должен был расти с темпом 13-15% в год и к 2022 г. выйти на уровень 75 млрд. руб. Цифры, которые привел в своем выступлении Иван Вахмянин, существенно скромнее. Ожидается, что по итогам нынешнего года объем всего российского рынка решений для анализа данных составит всего лишь 35-45 млрд. руб., из которых 25-35 млрд. руб. придется на консалтинг и услуги, а 8-10 млрд. руб. — на софтверные лицензии.

К строительству собственной партнерской сети Visiology приступила в начале 2019 г. и уже в 2020 г. к ней подключились 76 компаний (реселлеров, интеграторов и технологических вендоров). По словам генерального директора Visiology Алексея Никитина, сегодня партнеров у компании гораздо больше сотни, но не все они ведут активную деятельность в этом качестве. Переход с западной BI-платформы (такой как Microsoft Power BI, QlikView, Tableau, Oracle BI, SAS BI, SAP BO) на Visiology — это сложный проект, требующий от исполнителя хорошего знания обеих систем. Как утверждает Алексей Никитин, среди партнеров Visiology есть компании, обладающие подобными компетенциями.

В этой связи следует отметить, что в результате формального ухода западных вендоров с российского рынка на нем появился новый класс игроков, которых можно было бы назвать вендорозамещающими. Они предлагают техническую поддержку решений западных вендоров, эксплуатацию которых отдельные заказчики хотели бы продолжить, несмотря на известные риски. В этих условиях следует отдавать себе отчет в том, что партнеры, имеющие опыт работы с зарубежными системами, в каждом отдельном проекте могут взять на себя роль как «импортозаместителя», так и «вендорозаместителя».

Важным событием стало объявление о выпуске релиза Concept Preview существенно обновленной версии BI-платформы Visiology 3.0, сертификацию ФСТЭК которой планируется начать через год. Она базируется на новой модели данных, поддерживает популярный язык запросов DAX, используемый в Microsoft Power BI, и использует новую версию ROLAP-сервера БД ViQube 2.0. Теперь СУБД на базе опенсорсной ClickHouse фактически встроена в ViQube, и в нее через коннекторы загружаются исходные данные из самых разных источников. Выяснилось, что переход с предыдущей версии Visiology 2.х на 3.0 не является формальным апгрейдом и потребует дополнительных усилий. Как пояснил Алексей Никитин, затраты на такой проект должен взять на себя заказчик, но при этом без дополнительной оплаты допускается параллельное использование новой и старой версий, которая будет поддерживаться до конца 2025 г.