НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Государство и ИТ:

Блог

Когда же электронные информационные госуслуги станут юридически значимыми и "уведомительными"?

Андрей Колесов
01.10.2014 10:26:24

Вчера по почте пришло такое письмо с портала МосУслуг:



...


Я огорчился и обрадовался одновременно. Огорчился, потому что решил, что "попал" под какой-то автоштраф и придется платить… Обрадовался тому, что наши Госпорталы, наконец-то, научились связывать информацию разных сервисов, относящих к одному человеку, и научились рассылать "напоминалки".

Но, оказалось, что и огорчение, и радость были преждевременны – оба предположения оказались неверными, все осталось по-прежнему. Это было просто письмо-напоминалка о наличии возможностей. Система, как и ранее, не может связать данные о штрафе с личными кабинетом человек (а это несложно – в информации о автоправах есть паспортные данные, по ним находится учетная запись на портале). Приходится, как и ранее, идентифицироваться самому. Что я и сделал. И получил вот такой ответ.

Сразу хочу обратить внимания, что для поиска нужно задать реквизиты лишь одного из документов.

Вроде бы, все нормально, хорошо.



Хорошо, да не очень! Более того, ничего хорошего тут нет.
Дело в том, что этот ответ (как и вся услуга) не является юридически значимой. Портал не несет никакой ответственности за предоставляемую информацию. То есть полученная информация об отсутствии штрафов – это, скорее из разряда, "филькиной грамоты".

1. Данная информация не гарантирует, что штрафов за мной действительно нет. Обратите внимание на построение фразы ответа – "не найдено". Но не написано "штрафов нет". Почувствуйте разницу.

На самом деле, тем, кто близко знаком с состоянием дел в сфере госуслуг, хорошо известно, что базы данных, используемые в услугах, совсем не на 100% являются актуальными, соответствующими действительности. И даже никто не может точно сказать, каковы сроки их полной актуализации. Проще говоря, если инфо о ваших штрафах нет в базе данных Портала, то это еще не гарантирует того, что такой инфо нет в базах данных ГИБДД или ФМС.

Короче говоря, вы проверили свои штрафы, увидели, что "чисты", приезжаете в Домодедово на вылет в Анталию, а вам там пограничник говорит – "за вами должок…"

2. Обратите внимание: ответ дается не в виде документа, а в виде некого изображение. Это пример, как если вы пришли получить с милицию получить справку об отсутствии судимости (может, и такая существует), а вам вместо бумаги с печатью начальник просто устно сказал: "За вами ничего не числится, до свидания". А что же вы предоставите в ЖЭК?

В техническом плане проблема решается банально просто: ровно этот же ответ гражданин должен получать в виде е-письма (так работают практически все коммерческие сайты, тут нет никаких проблема). Письмо с Портала – это уже вполне юридически значимы документ, его можно и пограничнику показать, и в суд подать в случае конфликта.

Но юридически значимого ответа нет (об этой проблеме тоже говориться уже не первый год). И в какой-то степени понятно почему: как можно дать "справку", если никто не может гарантировать ее достоверность (см. п.1).


Все это проблемы известны давно, но не решаются. МКС уже пару лет говорит о достижения в области госуслуг и в качестве примера приводит именно "информацию о штрафах", как самую востребованную услугу. Но на самом деле, это не госуслуга вовсе. Штука конечно полезная, но не обеспечивающая "спокойного сна". Говоря языком математики – "необходимая, но не достаточная.

И все это продолжает уже не первый год.

Как не первый год, говорить о необходимости интерактивного взаимодействия с Порталом. Чтобы уведомления о штафах, необходимости ввести показания водяного счетчика и пр., приходили пользователю сами, когда возникает "событие"…

Что ж, остается только ждать, когда авторы портала будут готовы к предоставлению услуг в режиме, который негосударственные сайты реализуют уже давно.

Комментариев: 6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

01.10.2014 10:48:52

Андрей, с порталом мосуслуг все не так плохо, по некоторым услугам вообще то что можно сделать, поражает воображение.
Что касается штрафов ГИБДД, то в личном кабинете можно подписаться на уведомление о начисленном штрафе и это работает.
Круче другое. Мне потребовалось оформить парковочное удостоверение инвалида на свою машину, которую я использую в, частности, для перевозки близкого родственника, инвалида 2-й группы. Удивительным образом никуда ходить для этого не понадобилось. Я просто помог инвалиду зарегистрироваться на портале мосуслуг (надо знать СНИЛС) и подать онлайновую заявку на выдачу разрешения (оно дает возможность машине с зарегистрированным в базе госномером бесплатно парковаться в зонах платной парковки Москвы на специально обозначенных местах), указав госномер моей машины (инвалид имеет право зарегистрировать машину перевозчика). И, о чудо, через две недели получил подписанное ЭП уведомление о внесении номера моей машины в парковочную базу. Очевидно, эта работа потребовала взаимодействия между разными ведомствами и их базами. При этом информацию об инвалидном удостоверении никто не запрашивал - чиновники ее сами взяли из базы соцстраха. Так что и СМЭВ, и госуслуги все-таки работают, пусть и по небольшому числу услуг (к сожалению, аналогичная услуга по внесению в парковочную базу машины резидента зоны платной парковки требует личного посещения МФЦ и в онлайне не предоставляется).

01.10.2014 11:17:29

Это здорово!
Но я не могут найти в личном кабитете подписку на уведомления о начисленном штрафе smile:-)
Причем ни на Московском портале, ни на Госуслугах.

Сейчас еще раз пытаюсь это сделать, но не могу. Так еще все пишется каким-то таким казенным языком, что понять содержание просто не могу. Вот есейчас заполнил какую-то заявку (именно какую-то, потому что не могут понять - я подал заявку на получение разовой информации о штрафах или на долгое время). Вот что получил в ответ,



И что это означает? Что такое "статус - исполнено"? Что именно исполнено?

У них что-то исполнено, но я никаких уведомление не получил (например, о том, что услуга подключена и работает).

Внизу страницы на сайте есть еще такай инфо:



Нажимаю посмотреть, получаю:

http://photo.qip.ru/photo/akolesov/200697857/large/213855076.jpg

Ровно тот же "юридически незначимый" ответ. Никакого письма с ответом нет.

На портали МосУслуг все намного понятнее и проще. Но ответы незначимые, подписки на уведомления не нашел... smile:(

01.10.2014 11:28:57

Андрей, в личном кабинете в правом верхнем углу есть "колесико" настройки уведомлений, по клику на которое выпадает меню настройки, где можно пометить галочкой уведомления о штрафах по email и sms.

01.10.2014 12:08:58

Спасибо! Сделал, буду ждать уведомлеений



Но вопросы по юридической значимости информационный ответов остаются. Они поднимались на летней встрече с МКС, где об этом говорил авторитетный эксперт по этой теме. МКС обещало...

02.10.2014 10:16:41

Т.е. я так понимаю если штраф обнаружится, то придет письмо.
Если не придет, не понятно, нет штрафов или письмо не дошло.
Нужно еще ежемесячное уведомление где написано штрафов за месяц нет или есть.Вот.

02.10.2014 11:18:15

Цитата
Это здорово!


Думаю, это как раз не здорово. Нарушитель ПДД — потенциальный убийца. Если водитель сам не понимает, что надо ездить строго по правилам, то это понимание надо в него вбивать. Очередями, лекциями, пересдачами на права и тд.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии