НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

  • Архив

    «   Январь 2022   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31            

В чем правильнее всего измерять эффективность технопарков?

“В попугаях я гораздо длиннее!”, -- говорил один из персонажей мультфильма “38 попугаев”.

Читать подробнее...

РВК: успешные технопарки опираются на заведомо сильные проекты. Минкомсвязи: именно их нужно поддерживать

На сайте РВК (Российской венчурной компании) появился аналитический отчет «Проблемы и решения: бизнес-инкубаторы и технопарки России».

В его рамках были опрошены представители десятков соответствующих структур по всей стране. А выводы начинаются со следующей фразы:
«Использование данных онлайн-опроса для определения индикативной степени успешности российских инкубаторов с точки зрения повышения уровня выживаемости стартапов позволяет выделить несколько лидеров, а также выдвинуть предположения относительно трех ключевых внутренних факторов, которые позволяют им добиваться высоких результатов».

Читать подробнее...

У Гиперкуба bp Сколково появится собрат в Якутии — здание ИТ-парка в форме черного куба

Сегодня РИА Новости сообщили о завершении архитектурного конкурса в Якутии, и по его итогам было принято решение выполнить здание ИТ-парка, который власти республики планируют построить к 2016 году, в форме черного куба.
Как говорится, привет тебе, Сколково.

Читать подробнее...

Технопарковские деньги, наконец, разделил. Претендентов было — кот наплакал

Сегодня Минкомсвязи распространило сообщение о завершении перераспределения бюджета программы технопарков.
Напомним, ранее в этом году Минкомсвязи инициировала проверку эффективности реализации программы в предыдущие годы. Анализ был проведен межведомственной комиссией, куда вошли представители Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минфина и Счетной палаты РФ, а также региональных властей 11 субъектов РФ. Комиссия выявила, что за период с 2007 по 2012 гг. включительно только 3 из 11 регионов, получивших субсидию из федерального бюджета, исполнили целевые показатели программы более чем на 75 %.
В результате только двум регионам (Новосибирской и Самарской областям) было предоставлено право на дальнейшее получение субсидий вне конкурсного отбора, а остальные средства федерального бюджета на 2013-2014 годы Минкомсвязи предложила распределить на основе прозрачной конкурсной процедуры, на которую могут быть допущены 9 регионов, ранее уже получавших государственную поддержку на создание технопарков, и 11 новых регионов, имеющих инновационные территориальные кластеры, перечень которых определен Постановлением Правительства.

Итак, 20 структур, часть из которых уже получало деньги по линии Минкомсвязи, а часть по ряду причин была признана перспективными кластерами по линии Минэкономразвития, могло претендовать на финансирование. А судя, по табличке Минкомсвязи, заявок было всего 8.



То есть 12 структур, по всей видимости, даже и не надеялись что-либо выиграть. А причина, наверное, кроется в одном из ключевых условий конкурса: объекты для финансирования должны находиться в высокой степени готовности. (Чтобы в рамках финансирования в 2013—2014 гг. их можно было успеть достроить.)

Отрадно, что были новички — участники из числа кластеров Минэкономразвития. Показательно, что из них два региона получат теперь деньги.

Но то, что из старых регионов, в которые уже не один год вливались средства, даже не все подали заявки (даже не попытались!) — это, извините, за гранью.

Минкомсвязи наконец объявило обещанный конкурс среди технопарков на получение финансирования

Итак, происходит то, о чем заместитель директора департамента развития отрасли ИТ Минкомсвязи РФ Денис Цуканов говорил в конце июня на саммите «Технопарк 2.0».

В двух словах: Минкомсвязи решило пересмотреть финансирование своей технопарковской программы и оставшиеся в ней деньги на 2013-2014 гг. (немногим более 2 млрд руб.) распределить не по установленной (причем достаточно недавно) схеме, а на основе нового конкурса. Более того, к этому конкурсу министерство решило допустить не только 11 своих подопечных, но и 25 так называемых пилотных инновационных территориальных кластеров, сформированный Минэкономразвития.

Соответствующий законопроект, еще в июле был одобрен Правительством и подписан Медведевым. Сам конкурс был запланирован на август, но стартует только сейчас.

Кстати, как сообщал мне в новосибирском Академгородке руководитель местного технопарка (Академпарка) Дмитрий Верховод, его детище, а также самарский технопарк получат причитающееся им финансирование вне всяких конкурсов. За большие успехи.

Как сообщает ведомство, заявки на участие в отборе принимаются до 2 октября. Сумма, разыгрываемая в рамках конкурса, составляет 2,085 млрд. руб. (Это уже за вычетом денег на Самару и Новосибирск). Регионы-победители ежегодно (в течение двух лет) будут получать от 150 до 356 млн руб.

Как мы понимаем, до конца текущего года осталось всего ничего. Поэтому впору задаться вопросом, успеют ли победители потратить деньги в отчетный период или их придется вернуть в бюджет.

Но это тема для отдельного обсуждения с самими технопарками.

Технопарк «Анкудиновка» заработает к концу года? Ну-ну…

В эти дни в Нижнем Новгороде проходит сразу несколько крупных экономических мероприятий, поэтому руководству многострадального технопарка «Анкудиновка» (одного из как бы главных перспективных инвестиционных проектов области) приходится делать заявления перед журналистами.

Цитирую по РИА Новостям:
«"В декабре планируем завершить строительство основного здания IT-парка — бизнес-центра. С вводом этого здания технопарк начнет свою работу", — сказал генеральный директор IT-парка Амерхан Куликов.»

Как можно узнать из открытых источников, упомянутый бизнес-центр — это отнюдь не основное здание технопарка. В полную силу проект заработает только с вводом в эксплуатацию главного производственно-лабораторного комплекса, что состоится, по оптимистичным прогнозам самого Куликова, лишь на рубеже 2015-2016 гг.

Ну да ладно. Сейчас не об этом.

Мое личное знакомство с данным проектом произошло в марте 2008 г. на выставке CeBit в немецком Ганновере. Нижегородское правительство представляло там проект на стенде Минобрнауки в виде красивого макета в стеклянном ящике и в виде не менее красивых цифр.

Некто Андрей Гнеушев (начальник управления финансово-экономического анализа и реализации приоритетных инвестиционных проектов области) поведал мне, что к концу 2009 г. должно было закончится создание инженерной инфраструктуры городка, после чего и начнется возведение зданий (офисов, гостиницы, детского сада и т. д.).

Далее узнаем, что на сегодняшний день в проекте действует только бизнес-инкубатор.

Далее отыскиваем в Интернете следующую табличку, снабженную пометкой «По данным Минкомсвязи РФ»:



Тут, собственно, цифры говорят сами за себя.

Разумеется, «Анкудиновка» в своих провальных показателях не одинока. Программа Минкомсвязи, под эгидой которой и возник проект, уже двадцать раз пересматривалась и переформатировалась. (Есть аутсайдеры и похлеще.)

Меня смущает только один момент.

Как я сегодня узнал из открытых источников, вышеупомянутый Андрей Гнеушев за прошедшие 5,5 лет буксования Анкудиновки не только не лишился работы, но даже дорос до и. о. министра инвестиционной политики Нижегородской области.

Как говорится, ценными кадрами в нашей стране не разбрасываются. У «Анкудиновки», безусловно, прекрасное будущее.

Фотоэкскурсия по технопарку новосибирского Академгородка (по Академпарку)

На прошлой неделе мне довелось побывать в технопарке новосибирского Академгородка (Академпарке), и у меня впервые после посещения подобного места возникло чувство, что, возможно, мне наконец показали не просто бизнес-центр, а нечто большее.

Академгородок, как известно, в советские времена был одним из главных центров большой науки.


Почти как в Мадриде, но гораздо «академичнее»

Этот статус здесь пытаются поддерживать и сейчас — весьма разнообразными способами.

Читать подробнее...

Фото:

Финансирование технопарков Минкомсвязи на финальном этапе действительно пересмотрели

Инициатива Минкомсвязи по пересмотру схемы финансирования многострадальных технопарков с государственным участием нашла свое продолжение в соответствующем постановлении Правительства.

Напомню, Минкомсвязи решило в 2013-2014 гг. не отдавать 3 млрд руб. финального финансирования программы 6-ти ранее выбранным технопаркам, а распределить их на основе еще одного конкурса, в котором смогут принять участие все 12 технопарков по линии Минкомсвязи, а также (и это самое важное) 25 структур, вошедших в перечень так называемых инновационных территориальных кластеров по линии Минэкономразвития.

По официальной формулировке, конкурсный отбор позволит повысить эффективность использования средств федерального бюджета, а также предоставит возможность принять участие в программе новым регионам с высоким инновационным, научным и кадровым потенциалом.

Новый порядок предоставления субсидий предусматривает лимит в размере от 150 до 356 млн рублей ежегодно в течение 2013-2014 гг. на один регион России. Для субъектов, уже являющихся участниками программы, будет учитываться эффективность создания площадей технопарка за счет средств федерального бюджета в предыдущие периоды.

Примечательно, что, по замыслам чиновников, критерием успешного выполнения программы на завершающем этапе реализации станет не столько строительство площадей, сколько создание новых рабочих мест. Так, выигравшие регионы возьмут на себя обязанность обеспечить до 2015 г. заполнение технопарков резидентами на уровне 50 %, а к 2018 г. на уровне 90 %.

Все эти цифры, впрочем, вторичны. А вот тот факт, что Минкомсвязи нашло в вопросе технопарков общий язык с Минэкономразвития и даже готово поделиться деньгами с его структурами — вот это действительно важно

Портрет идеального технопарка

Инновационный центр Высшей школы экономики поделился результатами своего исследования, сделанного по заказу РВК, на тему проблем и актуальных задач технопарков.

Выборка исследования была минимальной (что, в общем, понятно — у нас и парков-то действующих раз-два и обчелся), поэтому приводить большую часть слайдов с ничего не значащими по сути процентными величинами я не стану.

А вот фрагмент, который можно смело отнести к аналитике (и не столь важно, на основании какой выборки), весьма интересен.



Итак, вот они — параметры идеального технопарка.
Что скажете?

Минкомсвязи намерено поделиться технопарковскими деньгами со структурами, опекаемыми Минэкономразвития

Позавчера, когда я сокрушался по поводу того, что на сайте Минкомсвязи ничего невозможно найти, я совсем забыл описать суть искомого мною документа. А она весьма любопытна.

Итак, Минкомсвязи намерено пересмотреть финансирование программы технопарков с государственным участием на 2013-2014 гг. Речь идет о сумме порядка 3 млрд руб., которая прошлогодним постановлением была распределена неравными долями между шестью технопарками в Калужской, Нижегородской, Новосибирской, Кемеровской, Самраской, Пензенской областях. Еще для семи технопраков, ранее фигурировавших в программе Минкомсвязи, финансирование было не предусмотрено.

Теперь ситуация меняется. Минкомсвязи намерено распределить вышеупомянутые 3 млрд на основе еще одного конкурса, в котором смогут принять участие все 12 технопарков по линии Минкомсвязи, а также (и это самое важное) 25 структур, вошедших в перечень так называемых инновационных территориальных кластеров, для которых Минэкономразвития должно сформировать меры государственной поддержки (на основании поручения правительства от августа прошлого года).

Сейчас Минкомсвязи утрясает все формальности, и конкурс должен по плану прпойти в августе.

Самое примечательное в этой истории то, что в вопросах развития, поддержки и финансирования так называемых очагов концентрации интеллекта Минкомсвязи и Минэкономразвития традиционно были давними соперниками-конкурентами. У Минэконмразвития был проект Особых экономических зон, у Минкомсвязи проект технопарков, на который льготы ОЭЗ не распространялись, что министерство очень расстраивало.

Потом появилось Сколково, которое по части преференций для своих резидентов вообще всех заткнуло за пояс, и возможно старым соперникам наконец стало нечего делить.

В общем, факт остается фактом: Минкомсвязи не против поделиться технопарковскими деньгами со структурами, находящимися под опекой Минэкономразвития.

По статистике РВК и ВШЭ, в России порядка 80 технопарков. Их руководителей намерены подучить

Вчера Высшая школа экономики (ВШЭ) разослала информационное сообщение о том, что 28 мая 2013 г. «РВК» и Управление инновационной деятельности НИУ ВШЭ запускают программу повышения квалификации руководителей и специалистов технопарков и бизнес-инкубаторов. Главная цель программы — обеспечить повышение результативности деятельности инновационной инфраструктуры и увеличить число эффективно работающих инновационных компаний — резидентов региональных технопарков и бизнес-инкубаторов.

К участию в программе приглашаются руководители и ключевые специалисты (менеджеры проектов, PRщики, аналитики) существующих технопарков и бизнес-инкубаторов, а также те, кто только задумывается об открытии частного инфраструктурного предприятия.

Памятуя о том, что в России с определением «технопрка» все весьма не просто (разные структуры оценивают их численность по-разному), я решил поинтересоваться, какой же объем потенциальной целевой аудитории видят перед собой РВК и ВШЭ. И что такое вообще в их понимании технопарки и бизнес-инкубаторы.

Ответ со ссылкой на генерального директора Инновационного центра НИУ ВШЭ Анастасию Тюрину был следующим.
«В России создано более 100 бизнес-инкубаторов и около 80 технопарков. Наша ЦА — их сотрудники, то есть более 500 человек. В рамках программы планируется охватить не менее 200 специалистов.
Официальные определения можно взять из закона города Москвы № 22:

Читать подробнее...

Последняя попытка реанимировать программу технопарков

То, о чем министр Николай Никифоров говорил еще в августе прошлого года, наконец происходит. По сообщению Минкомсвязи, состоялось первое заседание межведомственной комиссии по координации деятельности технопарков – с участием Минэкномразвития, Минфина и Счетной палаты.

Итоги весьма занятны – практически полное перераспределение финансирования на оставшиеся 2013-2014 гг. Из выделенных из бюджета 3 млрд. руб. на завершение строительства объектов причитающиеся им деньги получат только Новосибирская и Самарская области.
(Напомним, что часть объектов, в том числе, например, в Татрстане уже построена, и, если я правильно понял, денег уже не требуют.)

Денег лишились пять регионов-аутсайдеров из программы -- Калужская, Кемеровская, Нижегородская, Пензенская и Тюменская области.
Их 2,7 млрд. руб. будут выставлены на конкурс, где помимо них на финансы смогут претендовать все 25 регионов, входящих в так называемый перечень инновационных территориальных кластеров России.

В общем, последний всхлип затянувшейся программы. В чем-то смелый. Но вот эффективный ли?

Как объективно оценивать экономическую эффективность Сколково и технопарков?

На прошлой неделе на мероприятии в Мюнхене совет фонда «Сколково» подвел итоги работы за 2012 год.
Были озвучены цифры:
количество резидентов — порядка 750 (еженедельно инновационный центр получает более 50 заявок и одобряет около 10 из них);
в 2012 году фонд одобрил выдачу грантов компаниям-разработчикам на общую сумму 3 млрд. рублей. В свою очередь, резиденты за 11 месяцев создали 131 объект интеллектуальной собственности при плане в 100 объектов.
в 2012 году резиденты заработали на продаже созданной в «Сколково» интеллектуальной продукции 400 млн. рублей; в следующем году эта цифра должна превысить 1 млрд.

Я уже поднимал данную тему в своем недавнем обзоре. Несмотря на общую манеру руководства особых экономических зон, технопарков и Сколково преподносить выручку своих резидентов (или, например, размер налоговых отчислений) в качестве чистой прибыли от государственных инвестиций в строительство инфраструктуры, вполне очевидно, что это по меньшей мере лукавство.

Всевозможные технопарки и сколковы сами по себе резидентов из воздуха не рождают. Они их лишь аккумулируют вокруг себя.
Большая часть компаний и так бы каким-то образом существовала и находилась бы с государством в экономических отношениях — имела бы выручку, платила бы налоги.
Величина добавочного экономического эффекта от размещения в кластере — вещь весьма неочевидная. В отдельных случаях может иметь отрицательное значение.

Например, сколковские налоговые льготы в теории конечно же помогут молодым компаниям быстрее встать на ноги и когда-нибудь оправдать вложения государства сполна.
Но прямо сейчас льготные скидки — это недополученные государством деньги в бюджет. Убытки, если угодно.

Так каким же способом объективно (и главное — в цифрах) можно оценивать экономическую эффективность строительства технопарков, ОЭЗ и Сколково?
Сегодняшней методикой пусть забавляются чиновники… Рынок-то что думает?

Минкомсвязи пересматривает долгоиграющие программы

Как минимум речь идет о программе технопарков и госпрограмме «Информационное общество».

О пересмотре последней лично я узнал на прошлой неделе на пресс-конференции Нащекина из Ростелекома. Было это сказано в контексте ответа на вопрос, в какую сумму обходится поддержка и развитие единого портала госуслуг. Оказалось, что в 150 млн. руб. в год, но это бюджет текущий. А вот бюджет на следующий год пока не ясен, так как портал финансируется в рамках «Информационного общества», а оно в Минкомсвязи сейчас пересматривается.

С пресс-службой министерства сейчас работать крайне тяжело. Комментарий я запросил, но ответа ждать скорее всего еще долго.

Зато сегодня пришел (без малого чрез три недели после запроса) комментарий относительно пересмотра программы технопарков, о чем Никифоров на одном из мероприятий обмолвился еще в августе.

В усеченном виде комментарий войдет в тематический редакционный обзор. Ну а здесь — полная версия.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Марк Шмулевич:

«Программа создания технопарков в сфере высоких технологий действует до конца 2014 года. Сегодня можно провести предварительную оценку программы для того, чтобы внести в нее заключительные коррективы и повысить инновационную отдачу от средств, запланированных на ближайшие два года.

Читать подробнее...

Сколько технопарков нужно России?

Прочитал сегодня на сайте Минкомсвязи новость о том, что глава ведомства Николай Никифоров принял участие в запуске инновационно-производственного комплекса «Технопарка-Мордовия».

В целом описанные подробности самого этого события большого интереса, на мой взгляд, особого интереса не представляют. Зато обратил на себя внимание некий контекст.

Цитирую.
«Глава Минкомсвязи напомнил, что в настоящий момент основная задача технопарков – работа, направленная на выполнение указа Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» в части создания 25 млн. новых высокотехнологичных рабочих мест, – и «Технопарк-Мордовия» также решает эту задачу.»

И далее.
Глава Республики Мордовия Владимир Волков сообщил, что в технопарке планируется создать 5 тысяч рабочих мест.

Итак, 5 тыс. мест в одном технопарке (что само по себе немало).
Значит для получения 25 млн. мест нужно 5 тыс. технопарков. (Ну или каких-то подобных же образований и структур.)

Вот сижу и соображаю, насколько вся эта арифметика правдоподобна и адекватна реальности…

Как Никифоров относится к Сколково?

В конце ушедшей недели новый глава Минкомсвязи Николай Никифоров на специальном совещании в ведомстве обсудил перспективы дальнейшего развития технопарков с представителями региональных властей и руководства технопарков из Калужской, Кемеровской, Нижегородской, Новосибирской, Самарской, Пензенской областей, Республик Татарстан и Мордовия, а также с представителем Минфина.

Судя по тексту новости, появившемуся на сайте министерства, речь шла о вполне очевидных и даже банальных вещах.
И лично у меня больший интерес вызвало то, о чем сказано не было.
Возможно стенограмма далеко не полная, однако то, что Никифоров по какой-то причине упорно обходит тему Сколково, мне представляется все более очевидным.

Поводы высказаться у Никифорова уже были (например, во время открытия под Казанью инновационного города-спутника «Иннополис-Казань»). Но высказываний нет.

Если набрать в Яндексе словосочетание «никифоров сколково» и запустить поиск по новостям, то релевантный ответ будет всего один — процитированный Слоном фрагмент старой заметки Ведомостей.

Цитирую:
«Сколково – это очень маленький город, который, конечно, привлекает инновационные компании особым налоговым режимом и грантами на миллиарды рублей. Все Сколково – это примерно 12 000–15 000 рабочих мест. Значит, в IT-кластере Сколково (одном из пяти кластеров) будет 2000–3000 рабочих мест. Для страны это очень мало. Я уверен, что многие татарстанские компании получат статус участника «Сколково», но также уверен, что ни одна из этих компаний в подмосковный город Сколково физически не переедет. Потому что им здесь будет хорошо. Я очень рассчитываю, мы уже неоднократно просили об этом, что будет предусмотрен механизм распространения статуса Сколково на другие территории. И мы можем внутри Иннополиса сделать отдельную небольшую территорию «Сколково», где компании-резиденты этого центра смогут комфортно продолжить работу.»

Свежих высказываний нет.
И это выглядит симптоматично.

«Иннополис-Казань». Может хоть Татарстан покажет, как нужно строить сколковы...

Тема технопарков (во всех их ипостасях) в последнее время не часто попадает в топы информационных лент. Но вот в минувшую субботу произошло выдающееся во многих смыслах исключение — под Казанью стартовало строительство инновационного города-спутника «Иннополис-Казань», в котором в перспективе нескольких лет будут жить, учиться и трудиться 155 тыс. человек.

Капсулу с посланием потомкам по этому случаю в землю Татарстана лично закопал Дмитрий Медведев.

Цитирую по сайту Минкомсвязи:
«В ближайшее время на выделенной территории в пригороде Казани начнется строительство необходимой инфраструктуры для обеспечения привлечения, обучения и организации работы компаний в сфере информационных технологий. Помимо непосредственно бизнес-парка предполагается создание транспортной и социальной инфраструктур — дорог, детских садов, школ, больниц. Кроме того, на территории Иннополиса планируется создание собственного университета, который будет готовить специалистов информационно-коммуникационных технологий. Финансирование проекта будет осуществляться по модели частно-государственного партнерства.»

Несколько лет назад на тему технопарков я проводил развернутый опрос экспертов, и все они тогда высказались в том смысле, что в чистом поле создавать подобные образования бессмысленно и нецелесообразно. Дескать резидентам туда переезжать смысла нет; им нужны налоговые льготы и прочие другие преференции; офис они и сами где-нибудь снимут — не велика проблема; а потенциальный синергетический эффект от концентрации сервисов слишком эфемерен. В общем, если где и создавать технопарки, то вокруг действующих НИИ, университетов и пр.

Дмитрий Медведев, как известно, подобные реплики проигнорировал, и сейчас мы имеем нераспаханный сколковский пустырь и некое виртуальное Сколково, физическое будущее которого весьма туманно.

Итак, теперь свое сколково затевает Татарстан, чьи реальные успехи на поприще информатизации нам всем хорошо известны. Добавим сюда еще «происхождение» нового министра Минкомсвязи (он тоже участвовал в церемонии) и опыт государственно-частных проектов в регионе…

Может хоть здесь что-то получится?
Честно говоря, уже хотелось бы…

Кстати, занятная цитата с официального сайта Татрастана:
«В свою очередь, президент республики Татарстан Рустам Минниханов заявил, что сегодняшнее событие — действительно историческое, и не только для Казани и Татарстана, но и для всей России. Подобных проектов еще не было.»

Вы слышали? Подобных проектов еще не было! И это при живом Медведеве, стоящем рядом.

В общем, как говорится, даешь инноград, Татарстан!

Технопарки снова просят льгот — Путин снова просит МЭР и Минфин «посмотреть» и «прикинуть»

В пятницу председатель правительства России Владимир Путин провел в Новосибирске совещание о повышении эффективности госуправления с помощью ИТ.


Фото с сайта Правительства РФ

Перед этим он посетил технопарк новосибирского Академгородка, где ему показали какие-то разработки и попросили увеличить строительство жилья для резидентов, а также наделить компании льготами по налогу на прибыль и на тарифы страховых взносов.

В том, что жилье в технопарках строиться будет (и много), сомневаться давно уже не приходится. О том, что пока это в основном девелоперские проекты, в отрасли говорят не первый год.

А вот с льготами ситуация, на мой взгляд, патовая.

Напомню, что технопарки (та их часть, что именуется «с государственной поддержкой») являются детищем Минкомсвязи, и с момента своего создания в 2006-м кажется году несколько лет к ряду пытались добиться для себя тех же льгот, что уже были предоставлены резидентам так называемых Особых экономических зон (ОЭЗ) — детищу Минэкономразвития. И все эти годы получали от МЭР и Минфина дырку от бублика.

А потом приключилось Сколково со своим виртуальным резидентством и беспрецедентными льготами, и ОЭЗ с технопарками скатились в более низшие лиги.

Почти ровно год назад в Томске Путин, Щеголев и Набиуллина уже обсуждали льготы в «сколковской» действительности и глава МЭР уже даже готова была пойти на уступки Минкомсвязи в этом вопросе, но Щеголев уже метил к тому моменту выше — ему для технопарков нужны были льготы уровня Сколково.

О льготах обещали подумать тогда. Прошло 11 месяцев — снова разговоры о возможности размышлений по данному вопросу.

В общем, что год назад у меня было ощущение, что министерствам теперь лень заниматься «морально устаревшими» (плохо по сравнению со Сколково финансируемыми) проектами ОЭЗ и технопарков, что и теперь — ощущение лишь усиливается.

На сайте правительства РФ выложена неполная расшифровка новосибирского заседания, но насколько я понимаю, Щеголев даже не стал брать слова.

Что касается Набиуллиной, то возможно пресс-служба МЭР завтра наконец удосужится выложить текст ее выступления на своем сайте. Но вряд ли там будет что-то интересное.

Ассоциация технопарков и наследие Прокруста

Вдогонку к прошлому посту о московском технопарке «Строгино».

По сообщению пресс-службы Минкомсвязи, в конце прошлой недели в Нижнем Новгороде прошел первый всероссийский съезд технопарков. Основные его организаторы — Минкомсвязи, Российская венчурная компания и недавно созданная Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий. Она-то как раз наиболее примечательна.

Какой-либо работающий сайт ассоциации мне найти не удалось, поэтому приходится компилирвать информацию из различных открытых источников.

Выжимки с сайта технопарка «Саров»:
14 февраля 2011 г. в Нижнем Новгороде состоялся Форум «Мы строим будущее».
В рамках Форума прошел технологический конвент «Технопарки, как площадки, обеспечивающие ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей экономики.  Проблемы и перспективы».
В ходе дискуссии представители большинства технопарков страны обратили внимание на недостаточный уровень взаимодействия и кооперации между ними, а также отсутствие в Программе «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» какого-либо органа, координирующего работу технопарков по ее завершению.
Во время телемоста с Технопарком «Саров» Борису Грызлову и Игорю Щеголеву было высказано предложение о создании Ассоциации технопарков.  
Председатель ГД ФС РФ и министр Минкомсвязи данную идею одобрили и поддержали.
17 июня состоялось рабочее совещание представителей технопарков со всех регионов РФ, где были обсуждены основные цели и задачи ассоциации.
На учредительном собрании было принято решение об избрании Андрей Шпиленко (председателя совета директоров технопарка «Саров») директором ассоциации.

Дальше абзац совершенно потрясающий:
«Шпиленко А.В. заявил: “Пора заявить о себе как о некой силе. Пора сказать, кто мы такие, пора определиться с тем, что такое инновация”.»

Мда. Похоже, судьба технопаркового движения в надежных руках…

Ладно. Последний адаптированный абзац из совершенно мусорного по форме контента «Сарова»:

Ассоциация призвана координировать деятельность технопарков после завершения вышеупомянутой госпрограммы, осуществлять функцию по методическому обеспечению их деятельности, разработке регламентирующих документов, а также проводить аттестацию технопарков (участвующих в партнерстве).

Это все было написано летом. А вот как именно будет проводиться аттестация потенциальных членов ассоциации, стало понятно на недавнем съезде.

Читать подробнее...

Технопарк «Строгино». Беглые впечатления стороннего наблюдателя

Вчера впервые побывал в московском технопарке «Строгино». (Впервые — и в «Строгино», и в технопарке вообще.)



Поводом стало приглашение Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы на встречу компаний-резидентов технопарка с представителями международного инвестиционного проекта Бизнес-акселератор TexDrive.

Проект был представлен как новый и амбициозный, но на мой поверхностный взгляд ничего сверхоригинального в нем нет — обычный механизм менторства (наставничества) для стартапов без радикального вмешательства в управление компаний; стандартный процент отсева заявок — на 1000 поданных на рассмотрение бизнес-планов один финалист, получающий финансирование.


Стартапы (слева; их не видно) под пристальными взглядами менторов

В общем, вполне рядовой для Запада проект посевного и венчурного инвестирования в стартапы, которых, впрочем, все еще действительно не так много в России.
(Изучайте сайт (он на русском), разбирайтесь; может быть я и не прав.)

Гораздо интереснее для меня было пошляться по территории самого технопарка и попробовать бегло оценить уровень его инфраструктуры (а именно в ней и заключается один из главных смыслов создания подобных образований).

Что можно сказать. Охрана адекватная, здания чистые, коридоры прибраны, в общественных туалетах есть туалетная бумага, персонал столовой слегка заторможенный, но дружелюбный. Правда 212 рублей за первое/второе/чай без сахара — это на мой взгляд для технопарка дорого. Да и время работы столовой с 12 до 16 — это нарушение философии жизнедеятельности стартапов; они должны вкалывать без четкого графика, в идеале круглосуточно, с перерывами на сон и еду по мере острой необходимости.

Главное впечатление по существу — несколько пустынно.
Возможно я идеализирую Кремниевую долину, в которой я никогда не был, но мне она представляется неким муравейником с постоянно снующими людьми с горящими глазами.
В коридорах «Строгино» тихо и безлюдно.

В конференц-зале беру со стенда презентационную брошюру технопарка.
В ней — любопытные цифры. Компилирую их по смыслу.

Бизнес-инкубатор «Строгино»

Общая площадь — 6 тыс. кв. м.
Количество резидентов — я насчитал 24. (после уточнения -- 25)
Максимальный срок размещения — 3 года.
Ожидаемый срок размещения — 1,5 года.
Средняя площадь на одно предприятие — 80 кв. м.
Стоимость аренды помещений — 40 % в первый год, 60 % во второй, 80 % в третий.
Коммунальные и эксплуатационные расходы оплачиваются дополнительно.

Бизнес-акселератор «Строгино»

Общая площадь — 11 тыс. кв. м.
Количество резидентов — я насчитал 16. (после уточнения -- 18)
Максимальный срок размещения — 5 лет.
Ожидаемый срок размещения — 2-3 года.
Средняя площадь на одно предприятие — 200 кв. м.
Стоимость аренды помещений — рыночная.

Совсем не трудно разделить общую площадь помещений на произведение числа резидентов и средней площади одного предприятия.

В результате получаем коэффициент заполнения меньше 1/3.

По-моему, слабовато.
Даже более чем.

Пора уже раскачиваться.

Технопарки породнились со Сколково. А что же с Особыми экономическими зонами?

Вчитался сегодня в текст сообщения, разосланного Минкомсвязи еще в пятницу, и понял, что чуть не пропустил занятную тенденцию.

Название новости: «Минкомсвязь подписала соглашение о сотрудничестве со Сколково и Ассоциацией технопарков». Один из вариантов текста сообщения — на сайте министерства.

Итак, технопарки (и породившее их Минкомсвязи) не мытьем так катанием вошли в одну связку со Сколково.

Об Особых экономических зонах (и породившем их Минэкономразвития) никто не вспоминает.

В каком-то смысле мне кажется, что это забавное продолжение истории, возникшей в марте в Томске на совещании по совершенствованию инструментов инновационного развития в регионах.

На нем тогда выяснилось, что Минэкономразвития уже в принципе готово поделится с технопарками льготами своих зон, но Минкомсвязи подобные уступки уже ни к чему — ему нужны льготы Сколково.

Если вы не поленились прочитать новость на сайте Минкомсвязи, то разумеется слово «льготы» там пока не фигурирует. (Партнерство организаций в основном стратегическое.)

Зато это слово есть в министерском пресс-релизе.

Цитата:
«Это наиболее взаимовыгодная форма сотрудничества, - сказал Член наблюдательного совета Ассоциации Денис Солодовников. - Малый инновационный бизнес и стартапы получат поддержку не только в рамках программы создания технопарков, но и льготы, которые есть в Сколково. Более того, те проекты, которые будут «рождаться» в иннограде, будут «высеяны» в технопарки. Таким образом, можно говорить и о расширении программы технопарков за счет такого тройственного союза».

Да, разумеется, это все пока на уровне рукопожатий и улыбок. Но что-то мне подсказывает, что это все же очко в пользу Минкомсвязи.