НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Государство и ИТ:

Блог

  • Архив

    «   Январь 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31    

Статистика по порталу открытых данных Москвы

Сегодня Департамент ИТ (ДИТ) правительства Москвы разослал сообщение, в котором вспомнил недавний доклад своего сотрудника на RIW 2013 (Неделе российского Интернета).

Цитирую:
«До конца года на московском портале открытых данных data.mos.ru появится более 50  дополнительных наборов данных, в том числе сезонных. Среди новых датасетов – статистика сдачи ЕГЭ, места размещения рекламных конструкций в городе, перечень городских объектов, подлежащих приватизации и многое другие.
Приоритеты в развитии системы открытых данных у городских властей остаются прежними. В первую очередь, раскрытию подлежат социально значимые наборы данных,  которые будут сопровождаться наиболее полными атрибутами информации в целях их эффективного прикладного использования.»

В сообщении ДИТ почему-то почти нет цифр. Но так как я данный доклад имел возможность послушать на RIW лично, то считаю своим долгом выложить два слайда презентации, с результатами работы вышеупомянутого московского портала.

Начало года (в момент открытия)


По состоянию на 17 октября


Такие дела.

Открытость данных в стране весьма неоднородна

Вчера на Неделе российского Интернета (RIW 2013) на одной из секций были представлены результаты недавнего исследования Высшей школы экономики на тему открытых данных.

Чтобы не вдаваться в многочисленные подробности, просто приведу один слайд презентации, на котором графически представлена степень вовлеченности регионов в работу с открытыми данными.



Тут, конечно, стоило бы надавать по шапке «дизайнеру», который решил использовать именно такие цветовые оттенки, да еще и задал смысловую очередность, в которой темно-зеленый сменяет светло-зеленый и обратно.

Но общая плачевная картина все же очевидна.

А ведь факт наличия портала открытых данных — это ведь само по себе ни о чем не говорит. Данные можно представлять по-разному и в различной степени проработки.

Как отмечал на секции глава московского Департамента ИТ (ДИТ) Артем Ермолаев, недостаточно открыть данные частично — один слой. Это исключительно комплексное занятие. Скажем, мало открыть информацию (слой) по поликлиникам. К ним нужно привязать связанные слои — насколько то или иное заведение адаптировано к инвалидам, какие здания находятся вокруг и т. д.

Даже боюсь представить, какую бы мы картину увидели на слайде, если бы ВШЭ оценивала работу с открытыми данными более строго.

Глава ДИТ Артем Ермолаев сохранил свою должность в новом правительстве Собянина

Пару часов назад на лентах новостей появилась информация о том, что мэр Москвы Сергей Собянин назначил новое правительство, и его состав почти не изменился: все руководители департаментов и префекты остались при своих должностях.

В частности это означает, что исчезла приставка «и. о.» и в должности главы Департамента информационных технологий (ДИТ) правительства Москвы Артема Ермолаева, что не может не радовать.

Тут, собственно, и добавить нечего. За последние пару лет никакой действительно серьезной критики в адрес ДИТ лично мне слышать не приходилось.

Выборы мэра Москвы продолжат традицию прошлогодних вебвыборов президента

Департамент ИТ (ДИТ) правительства Москвы сообщил, что сегодня начал свою работу портал vybory.mos.ru, на котором в режиме реального времени 8 сентября можно будет наблюдать за ходом голосования на выборах мэра Москвы.

Всего камерами видеонаблюдения оборудованы 3 395 участковых избирательных комиссий (УИК). Регистрация и возможность выбора избирательных участков непосредственно 8 сентября будет отключена по техническим причинам.

Связавшись с ДИТ, я получил подтверждение своему предположению о том, что для данного мероприятия станет использоваться сетевая и аппаратная инфраструктура, разработанная Ростелекомом для проекта webvybory2012.ru (наблюдение через Интернет за ходом голосования на выборах президента в прошлом году).

Правда на мой уточняющий вопрос об организационной структуре проекта мне почему-то так и не ответили. А это весьма интересно. Я так и не понял, на чьем балансе в итоге оказалось оборудование, оставшееся от вебвыборов (возможно Минобрнауки, но точно не ЦИК). Так что там наверняка весьма сложная процедура согласований и соблюдения регламентов.

Хватит уже говорить об опасностях Интернета, пора рассказать детям о пользе технологий

Приблизительно такой тезис озвучил вчера на пресс-конференции и. о. главы Департамента ИТ (ДИТ) столичного правительства Артем Ермолаев.

По его словам, безопасный Интернет на уровне государства уже длительное время является одной из главных тем в технологическом ликбезе населения. Однако такая расстановка акцентов приводит к тому, что родители, скорее, будут склонны совсем оградить ребенка от Сети (раз повсюду твердят о безопасности, значит там полно опасностей), чем объективно разбираться, что же там происходит на самом деле.

В начинающемся учебном году ДИТ совместно с Департаментом образования намерены изменить систему дополнительного финансирования школ и перейти по сути на заявочный принцип. В общем, если школа хочет какого-то развития, ей самой придется проявить инициативу.

В течение начинающегося года в два этапа будут отобраны пилотные школы (сначала 20, потом еще 200), в которых помимо прочего будет введен факультативный предмет «Интернетоведение», на котором, как можно было понять, детей преимущественно не педофилами будут пугать, а станут рассказывать, что полезного можно в Сети найти.

И что предельно важно, преподавать данную дисциплину станут не озабоченные представители всевозможных родительских комитетов и функционеров лиг безопасного Интернета, а специалисты из реальных ИТ-компаний.

С ними пока не подписаны окончательные соглашения, поэтому пока осторожно утверждается, что речь идет об одном из основных поисковиков Рунета, одном из крупных производителей базового ПО, одном из производителей компьютеров (мирового масштаба) и ряде других.

Как говорится, наконец-то.
«Даешь Интернет!».

Граждане хотят знать, сколько получают чиновники… Чтобы стать этими чиновниками

Департамент ИТ (ДИТ) правительства Москвы только что разослал свежую статистику относительно наиболее горячих тем недели по данным единой системы поиска по официальным сайтам города.

Посетителей за отчетный период больше всего интересовали сведения о доходах чиновников столичной мэрии, опубликованные на официальном портале московского правительства mos.ru. Доля поисковых запросов, содержащих ключевые слова «декларация о доходах» росла наиболее динамично.
При этом лидерство по частоте запросов продолжают удерживать «вакансии» и «работа» в городской администрации.

По-моему, это более чем симптоматично.

Психология ИТ-шника против психологии ГАИ-шника

Департамент ИТ (ДИТ) Москвы в пятницу вечером сообщил, что на портале «Электронный атлас Москвы» (www.eatlas.mos.ru) опубликованы карты движения мобильных комплексов фотовидеофиксации, которые следят за соблюдением правил остановки и стоянки в городе и контролируют оплату парковки в зоне эксперимента в центре Москвы. Автовладельцы могут ознакомиться с более 200 маршрутами, по которым курсируют парконы и уточнить, по какой стороне фиксируются нарушения.

Когда я прочел это сообщение, первой моей реакцией было: как же так? Что ж это они выдают собственные секреты?

Ну а потом дошло, что ведь нормальные чиновники при помощи средств фиксации решают задачи (очистка улиц и разгрузка трафика), а не создают условия для повышения своей капитализации.

Это для наших ГАИ-шников идеальным вариантом было бы, что бы все парковались, где попало, и нарушали все мыслимые правила, а владельцы полосатых палок могли бы стричь купоны, не напрягаясь. Отсюда и все эти засады с радаром в кустах.

А если заниматься именно решением задач, то прятаться не надо. Если все узнают, где их парковка обязательно будет наказана, конкретная улица разгрузится быстрее, быстрее исчезнут пробки.
И быстрее обычные ГАИ-шники останутся без взяток. И пойдут, наконец, в дворники — мести улицы.

Запись в школы: технологии и рынок против прописки и совка

Сегодня из рассылки пресс-центра РИА Новостей случайно узнал, что с этого года изменился порядок приема детей в школу. Теперь первоочередное право на место в школе имеют дети, проживающие на закрепленной территории. Прием по прописке ведется с 1 марта по 31 июля. Остальные могут быть зачислены только при наличии свободных мест в августе.

Данная информация меня сильно озадачила, потому что, насколько мне известно, в Москве, например, запись в первый класс начала осуществляться еще в середине декабря — через городской портал госуслуг. И я совершенно точно знаю, что никаких органичений по территориальному признаку там не было.

Более того, и это самое важное, при экстерриториальной записи Департамент ИТ (ДИТ) Москвы (а с ним и все столичное правительство) с интересом узнал, что в Москве есть порядка сотни школ, куда захотели отдать своих детей ровно ноль родителей.

На пресс-конференции Артем Ермолаев трактовал данную статистику совершенно адекватно — дескать, уровень оскандалившихся образовательных учреждений теперь мало у кого вызывает сомнения, поэтому их судьбу начал решать Департамент образования города.

То есть, когда в дело вступают технологии и исчезает бюрократия, для образовательных учреждений наступает здоровый рынок, где капиталом являются компетенции учителей и уровень образовательной инфраструктуры.

А когда за дело снова берутся ретрограды со своей мнимой заботой о детях (дескать, ходить в далекую школу — слишком опасно), наступает знакомый (и в анфас, и в профиль, и наизнанку) торжествующий совок и уравниловка.

Кто ж теперь осмелится разогнать эти сто школ, где по доброй воле никто учиться не хочет?
Останутся стоять… Чему-то учить…  

Госуслуги — через телевизор

«Оказание госуслуг населению в электронном виде при помощи телевизоров» — когда я впервые в конце 2010 года услышал подобную фразу от Алексея Нащекина из Ростелекома, она мне показалась очень странной. Однако по его уверению, именно такой способ (через приставки цифрового ТВ) взаимодействия с государством выбрало, например, 97 % населения Южной Кореи.

Значит можно. Значит удобно.

Так или иначе, только что Департамент ИТ (ДИТ) правительства Москвы сообщил, что в столице утвердили положение, по которому получение государственных сервисов через телевизионные устройства впервые приравнено к очному обращению в ведомство, службу одного окна и портал госуслуг.
В пилотном режиме первые городские сервисы уже стали доступны владельцам умных телевизоров, подключенных к Интернету. (Марки LG.) Чтобы воспользоваться ими, необходимо установить на устройство бесплатное приложение из каталога. В первую очередь переводу в телевизионный формат подлежат услуги, не требующие длительного заполнения текстовых полей.

В ДИТ уверены, что устройств типа смарт-ТВ, которые позволяют не только смотреть эфирные телеканалы, но и пользоваться различными онлайн-приложениями, к концу 2013 г. может составить порядка 20 % от общего парка телевизоров в собственности столичных домохозяйств.

«Телефонный терроризм» на службе столицы

Вдогонку к сообщению ДИТ о том, что с рекламными газелями, припаркованными на обочинах проезжей части, будут бороться с помощью автодозвона.

Связавшись с ДИТ, выяснил следующее.

Проект возник из нескольких предпосылок. Во-первых, в последние месяцы мы вели переговоры о предоставлении услуги автодозвона на базе мощностей единого колл-центра для одной очень крупной городской организации, которая серьезно страдает от незаконной рекламы, и вплотную изучали преимущества такого способа борьбы.
Во-вторых, когда мы начали принимать жалобы на автохлам, порядка 30 % поступающих обращений касались именно рекламных газелей, а не собственно брошенных владельцами разукомплектованных авто.
В-третьих, параллельно мы плотно взаимодействовали с инспекторами Департамента СМИ и рекламы, готовя для них разные мобильные решения, упрощающие отчетность. В ходе этой работы и выяснилось, что есть серьезные трудности в борьбе с рекламными газелями, их довольно сложно даже физически эвакуировать из-за их габаритов. Тогда мы предложили попробовать так называемый «китайский способ» и поставить рекламодателей и владельцев конструкций на автодозвон. Первые результаты коллегам понравились. Эксперимент продолжается.

В общем, там, где ГИБДД бессильно, снова худо-бедно справляются ИТ-шники.

Кадровые изменения в ДИТ и немного о структуре управления «Информационным городом»

Сегодня, благодаря кадровым перестановкам в Департаменте ИТ (ДИТ) правительства Москвы и последующей с ним переписки, узнал для себя некоторые непростые подробности устройства пятилетней программы «Информационный город».

По порядку.

Сначала пришло сообщение о том, что в структуре ДИТ создано управление по реализации госпрограммы Москвы «Информационный город», начальником которого назначена Елена Ногинская, ранее занимавшая должность руководителя управления отраслевых проектов ДИТ. Было указано, что специалисты управления также займутся развитием ИТ и связи на присоединенных территориях в тесном взаимодействии с местными органами власти.

Мною был задан достаточно глупый вопрос, чем же теперь займется оставшийся ДИТ, если «Информационный город» выведен в отдельное направление.

Читать подробнее...

WiFi в метро планово отключен. Итоги эксперимента

В середине ушедшей недели в СМИ появилось сообщение о том, что экспериментальный WiFi на кольцевой линии московского метрополитена отключен — эксперимент закончен.

Теперь удалось получить и непосредственный комментарий Департамента ИТ (ДИТ) правительства Москвы, коротко охарактеризовавшего итоги эксперимента.

«Для нас основные итоги это отсутствие помех для движения пассажиров, чего опасался метрополитен, и жизнеспособность той технологии, которая была протестирована — излучающий кабель в туннелях + роутеры в вагонах. С поправкой на то, что помимо вандалоустойчивости, как показала практика, нужна, например, виброустойчивость. Сейчас Департамент транспорта вносит финальные правки в инвестиционный конкурс, после чего будет разыграно право на льготных условиях построить собственную инфраструктуру в метрополитене (включая 4G), в обмен на модернизацию сервисной сети для нужд самого метро и предоставление пассажирам бесплатного WiFi с ограничениями (по длительности сессии или скорости). Окупить проект планируется за счет повышения доходов оператора (или консорциума операторов) от голоса в туннеле, SMS и роста трафика, а также предоставления доступа к инфраструктуре другим операторам.»

В общем, главный итог эксперимента для пользователей — Интернетом в метро можно будет пользоваться и дальше.
Со временем правда.

ДИТ трехкратно сокращает для себя сроки рассмотрения электронных обращений и запрещает своим чиновникам отвечать по шаблону

Департамент ИТ (ДИТ) снова становится ИТ-примером для российских чиновников.
Цитирую по сообщению департамента:

«Столичные власти утвердили регламент обработки жалоб, поступающих через городские интерактивные порталы и мобильные приложения. На содержательный ответ по электронному обращению органам исполнительной власти отвели 8 рабочих дней вместо 30 дней согласно закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Ограничен также срок регистрации жалобы – не более суток в обычные дни и 72 часов – в праздники.»

Правда, не трудно заметить, что сравниваются 8 рабочих и 30 календарных дней, но все равно это явный прогресс.

Еще важный фрагмент:

«Все жалобы, соответствующие правилам работы интерактивных порталов и Мобильной приемной, публикуются в открытом доступе и доступны другим  пользователям. Поводом для отклонения сообщения модератором может стать нецензурная лексика, человек в кадре, слишком объемный комментарий – больше 700 знаков, избыточная благодарность в адрес чиновников или жалоба не по заявленной теме. Принятый мэрией документ увеличивает допустимый размер приложенной к жалобе фотографии до 10 Мб.
Ужесточаются требования к ответам госорганов, они должны быть содержательными и доступными для понимания – запрещается использовать обильные ссылки на нормативные акты и сложные аббревиатуры. Чиновники не смогут отвечать по шаблону – текст нового комментария должен быть уникальным не менее чем на 50%.»

Про запрет для чиновников отвечать по шаблону более половины письма — это просто запредельно правильно!

Вот только справятся ли московские чиновники (не говоря уж о российских) с такой непростой задачей? Их ведь, поди, переучивать писать по-русски придется.

В Москве открылся фестиваль городских технологий «Инфосити»

Фестиваль открылся 30 августа в рамках празднования Дня города в столице на Пушкинской набережной и в крытой части Андреевского моста. (Ближайшее метро — Фрунзенская.)

Посетителям обещано показать технологические новинки в сфере транспорта, образования, здравоохранения и культуры, которые изменят жизнь горожан в ближайшие несколько лет. Москвичей ждет трехмерное лазерное шоу, экспресс-курсы электронного гражданина и латиноамериканские танцы под открытым небом.

Департамент ИТ (ДИТ) правительства Москвы сообщает, что фестиваль проходит на пяти основных площадках: главная сцена, павильон для тренингов, площадка для уличных танцев, детский дворец развлечений и Андреевский мост, где развернется миниатюрный макет города будущего.

Часть мероприятий уже прошла, но многое еще впереди.

Так, сегодня в 20:30 посетителей ждет праздничный концерт с участием групп «Город 312» и «Градусы», а после заката, в 22:30 состоится свето-проекционное шоу «Мост в будущее».

В пятницу, 31 августа, в 13:00 пройдет презентация новых городских SMS и USSD-сервисов и мобильных приложений для журналистов, в 14:00 — демонстрация экспериментальных остановок общественного транспорта, системы управления транспортом на базе ГЛОНАСС и компьютерной транспортной модели, в 15:00 — запуск системы навигации по культурному наследию города на основе QR-кодов – «Узнай Москву».

Вечером  1 и 2 сентября посетителей ждут выступления лауреатов международных танцевальных конкурсов и танцы под открытым небом.

ДИТ сообщает, что выставка «Город будущего» на Андреевском мосту продолжит работать до 2 сентября. Детей с 6 до 18 лет ежедневно ждут подвижные игры и высокотехнологичные развлечения.
Вход на фестиваль свободный.

В столице суд впервые подтвердил сговор на электронных торгах. Но с учетом масштабов бедствия работы у него еще много

На сайте Антимонопольной службы появилось сообщение о подтверждении в суде первого в практике Московского УФАС сговора на электронном аукционе.

Ранее Комиссия Московского УФАС России установила, что 8 участников аукциона отказались от борьбы по одному из лотов на право выполнения работ по ремонту асфальтобетонного покрытия, а также по ремонту элементов обустройства объектов дорожного хозяйства (ОДХ), однако активно участвовали по другим. В результате аукцион завершился после единственного предложения участника ООО "РСУ СТРОЙ-Кон" с минимальным снижением от начальной цены.

Сговорившиеся организации не согласились с решением Московского УФАС России и обратились в суд, однако Арбитражный суд отказал заявителям в удовлетворении требований.

Материалы дела переданы в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении дела в соответствии со ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации (недопущение, ограничение или устранение конкуренции).

В этой связи вспоминаются оценки главы Департамента ИТ (ДИТ) правительства Москвы Артема Ермолаева. Несколько месяцев назад, подводя итоги закупок своего подразделения в 2011 г., он заявлял, что каждый четвертый из 251 конкурса ДИТ прошел со сговором участников, когда компании договаривались между собой не снижать сильно цену — “проигравшие” заранее получали некоторую фиксированную сумму и вели торги крайне пассивно, а “победитель” в итоге заключал контракт по завышенной (не сбитой) цене.

С учетом того, что бюджет ДИТ (около 32,5 млрд. руб.) составляет всего лишь 5 % от общего годового бюджета Москвы, нетрудно понять, что в целом число нечестных торгов в столице измеряется сотнями.

Работы судам хватит с избытком.
Разумеется, если они захотят в данном направлении работать.

Москва пытается стать ИТ-примером — как в Россий, так и за рубежом

В понедельник Департамент ИТ (ДИТ) правительства Москвы сообщил о том, что столица добровольно возьмет на себя более строгие обязательства по поддержке госсайтов, чем предусмотрены в федеральном законе №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления». (Проект единых требований к интернет-ресурсам опубликован для общественного обсуждения на официальном сайте ДИТ.)

А сегодня появилось новость о том, что Москва выступила соучредителем международной сетевой организации City Protocol Society, которая займется разработкой стандартов развития умных городов и упростит обмен опытом между мировыми мегаполисами, которые сталкиваются с одинаковыми проблемами и вызовами – от энергоэффективности зданий до управления транспортным потоками. Первый раунд дискуссии о будущем инициативы с участием 42 городов состоялся в Барселоне и завершился подписанием базового протокола о намерениях, к которому присоединилась и Москва.

То, что ДИТ сейчас крайне активен и успешен (оценка отчасти авансом, но все же), лично для меня очевидно. Возможно даже опыт Москвы по части внедрения ИТ будет действительно учтен за рубежом. Но вот перспективы морального воздействия на отечественные регионы – это наверное пока утопия.
Практика показывает, что народ на местах в основном все делает только из-под палки, да и то нередко срывает сроки больших проектов.
Уж не знаю, что там сейчас реально с региональным сегментом СМЭВ (накануне 1 июля региональные информатизаторы искренне говорили мне, что нигде в стране ничего толком еще не готово), но, например, проект внедрения Универсальной электронной карты (УЭК) отсрочен был явно из-за регионов.

Но за усилия ДИТ и Ермолаева все равно приятно.

Москва объявила конкурс на создание городской платформы для раскрытия данных

История с публикацией открытых данных из ведомственных информационных систем Москвы получила закономерное (отчасти) продолжение. Столичный департамент ИТ (ДИТ) распространил сообщение о том, что на днях был объявлен конкурс на разработку соответствующей платформы, которая должна полноценно заработать осенью.

Сообщается, что победителю конкурса предстоит разработать требования к форматам раскрытия данных, создать систему агрегации и хранения информации, запустить интернет-портал, где будут публиковаться дата-сеты, наладить обратную связь с сообществом разработчиков и обеспечить вычистку и своевременную актуализацию информации от 60 московских ведомств, которые участвуют в проекте.

Читать подробнее...

Мракобесие снова проиграло. УЭК — быть

История с попыткой группы инициативных граждан запретить внедрение универсальных электронных карт (УЭК) на территории Москвы из религиозных соображений получила продолжение. К счастью, очевидное в своей конструктивности. Карте — быть.

Как сообщает сегодня Департамент ИТ (ДИТ) правительства Москвы, верховный суд оставил в силе московский закон, определяющий особенности внедрения УЭК в регионе, признав, что он не противоречит Конституции и федеральному законодательству, и не нарушает прав граждан, в том числе верующих.

Уточняется, что ранее Мосгорсуд отказал истцам в удовлетворении их требований в полном объеме.
В возражении московских властей на апелляционную жалобу отмечается, что использование УЭК носит добровольный характер, а гражданам, которые откажутся от получения карты, гарантировано предоставление государственных услуг традиционным способом.

Справочно.
Согласно федеральному закону №210, субъект Российской Федерации самостоятельно регулирует вопросы выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт в регионе. Московский закон «Об универсальной электронной карте» — основной документ, регламентирующий порядок внедрения УЭК в столице.

Реалии и фантазии на тему электронного бракосочетания

Департамент ИТ (ДИТ) правительства Москвы сообщает о популярности новой электронной услуги, позволяющей москвичам направлять заявления на госрегистрацию брака через городской портал госуслуг (pgu.mos.ru). За неделю, прошедшую с момента премьеры, именно так были поданы 350 заявлений.  

Уточняется, что услуга позволяет зарезервировать дату бракосочетания за три месяца до церемонии. Пока новый сервис доступен для шести ЗАГСов, включая Грибоедовский (Дворец бракосочетания №1), но уже в июле забронировать заветную дату можно будет во всех 34 ЗАГСах столицы.

Лично меня данная информация сразу навела на мысль о том, что при закономерном развитии сегодняшних технологий сама церемония бракосочетания когда-нибудь обязательно станет электронной. Согласитесь, если человек будет вправе определять по Интернету судьбу государства на электронных выборах (а они ведь не за горами, и в некоторых странах уже проводились), определять судьбу секторов экономики, заключая по Интернету электронные многомиллионные сделки (это уже везде сплошь и рядом), то неужели он не вправе будет определить свою собственную судьбу.

В голове рисуется картина. Жених в Москве, невеста в Сиднее, из динамиков ноутбуков звучит Мендельсон, робот регистратор (сладость его голоса можно отредактировать в опциях) зачитывает клятву, молодые скрепляют электронный документ ЭЦП, удостоверяющий центр удостоверяет все что надо, принтеры распечатывают квитки, которые можно вклеить в паспорт… Хотя какие еще принтеры и квитки? Паспорта ведь уже тоже электронные к тому времени.

И ведь такое случится. И ведь это правильно. Но ведь обязательно найдутся ретрограды, которые поднимут в СМИ хай, называя все это кощунством, «клятвой диаволу» и т. д.
Еще и пикеты выставят -- электронные, в виде DDos-атак.

В столичных школах до 2014 г. внедрят универсальные электронные карты для прохода и питания

Сайт Департамента информационных технологий (ДИТ) правительства Москвы опубликовал ответы своих специалистов на вопросы, заданные в ходе отраслевой конференции с директорами московских школ 18 апреля.

Из этого документа лично я впервые узнал о готовящемся внедрении общегородской информационной системы «Проход и питание по электронной карте» (в школах).

Для тех, кто, как и я, до сих пор оставался в неведении относительно данного проекта, привожу несколько вопросов-ответов, из которых его суть становится более или менее понятна.

Когда планируется введение УЭК (универсальной электронной карты) во все школы?

По существующим планам внедрение общегородской информационной системы "Проход и питание по электронной карте" во все школы города планируется до 2014 года.

Читать подробнее...

«Поддельный» сайт для электронной записи к столичным врачам капитулировал

История с «альтернативными» (несанкционированными Правительством Москвы) ресурсами для электронной записи к врачу получила любопытное продолжение.

Напомню, официальная запись осуществляется на портале госуслуг Москвы — pgu.mos.ru, неофициальная — на Мосрегистратура.рф.

Кому принадлежит неофициальный сайт, в Департаменте информационных технологий (ДИТ) Москвы объяснить так и не смогли, но неделю назад призывали граждан остерегаться подделок и не подвергать опасности свои персональные данные.

Вчера при попытке зайти на Мосрегистратуру я автоматически оказался переброшен на официальный сайт.
Согласитесь, ставить подобный редирект — весьма странное поведение для людей, обвиняемых чуть ли не в мошенничестве.

В ДИТ сегодня эту ситуацию прокомментировали следующим образом.

Читать подробнее...

Желающие записаться в московские поликлиники через Интернет — буквально нарасхват

В конце прошлой недели Департамент информационных технологий (ДИТ) правительства Москвы отчитался об успешном развитии проекта информатизации городских поликлиник и предупредил, что в Сети существует ряд ресурсов, альтернативных московскому порталу госуслуг, которые также предлагают гражданам сервис электронной записи к врачу. Дескать «остерегайтесь подделок».

Пока формализованная новость находится в стадии редакционной обработки, заранее поделюсь уточнением ДИТ, которое мне прислали в ответ на вопрос, чем же на самом деле являются альтернативные ресурсы — чьей-то несанкционированной, но здоровой инициативой или заведомо мошенническими проектами.

Читать подробнее...

Фото:

Поддержим Wi-Fi в метро!

Если верить пресс-службе Департамента информационных технологий (ДИТ), в столичном метрополитене на Кольцевой линии уже несколько дней работает Интернет. Причем во всех 36 составах.

То, о чем так долго говорил Артем Ермолаев, свершилось.

Читаем:
«Сигнал подается на маршрутизаторы через сеть 3G оператора связи с помощью излучающего кабеля, проложенного в туннелях…
Установленное оборудование позволит одновременно пользоваться Интернетом на комфортной скорости 7—10 пассажирам в каждом вагоне…
Самый быстрый Интернет в рамках тестовой зоны — на перегоне между станциями Таганская и Павелецкая, самый медленный — между Парком культуры и Октябрьской.
Существенное увеличение скорости доступа, позволяющее просматривать видео и сложный графический контент, станет возможно после промышленного запуска сети и перехода на технологию LTE. Реализация проекта Wi-Fi в метро одновременно позволит улучшить качество голосовой связи в туннелях…».

А теперь главное.

«Тестирование покажет востребованность новой услуги, выявит возможное воздействие на пассажиропотоки, даст возможность обкатать технологию предоставления доступа. Решение о промышленном запуске и расширении Wi-Fi на другие линии метро будет принято по итогам эксперимента.»

Граждане! Не дайте загнуться проекту. По пути домой/из дома — не побрезгуйте, качните пару-тройку мегабайт. Напишите куда-нибудь/кому-нибудь.
Впервые за долгое время (и возможно в последний раз) ваше графоманство предельно востребовано.
Годится даже пересылка писем счастья и коммерческих предложений.

В общем, откушайте, любезные, подземного трафика. Чего вам стоит?

ИТ против мракобесия: универсальную электронную карту удалось отбить

Силам добра не удалось победить силы разума. Москва в суде отстояла закон, определяющий особенности внедрения Универсальной электронной карты (УЭК), вопреки убеждениям представителей ультраконсервативного крыла РПЦ. (Степень легитимности этого крыла по отношению к РПЦ я сейчас выясняю.)

Как пишет пресс-служба Департамента ИТ (ДИТ) Москвы, истцы, ссылаясь на религиозные убеждения, требовали отменить московский закон  «Об универсальной электронной карте» и остановить внедрение УЭК в столичном регионе, несмотря на добровольный принцип получения и использования документа, закрепленный в оспариваемом нормативном акте.

Читать подробнее...

Фото:

Артем Ермолаев из ДИТ правительства Москвы провел брифинг в ЖЖ

Вчера днем (27 февраля) из пресс-службы Департамента ИТ (ДИТ) Правительства Москвы пришло письмо следующего содержания.

«В понедельник, 27 февраля, с 19:00 до 21:00 глава ДИТ Москвы Артём Ермолаев первым из руководителей столичных ведомств ответит на вопросы Совета блогеров (http://blogsovet-msk.livejournal.com/), созданного по инициативе интернет-сообщества для обсуждения городских проблем и обмена мнениями между пользователями и московскими властями. Ермолаев лично прокомментирует состояние дел в городской информатизации, качество связи и уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры в столице, работу тематических интернет-порталов мэрии и перевод государственных услуг в электронный вид. Первые вопросы начнут поступать ровно в 19:00 в специальном посте, посвященном открытию диалога с московскими чиновниками. Комментарии пользователей и чиновников модерироваться не будут. Создатели сообщества уверены, что обе стороны будут вести себя корректно.»

Читать подробнее...

ДИТ добровольно раскрыл данные о своих закупках в прошлом году

Побывал сегодня на форуме «Госзаказ 2012», где Интерфакс представил исследование о закупках Департамента ИТ (ДИТ) правительства Москвы за прошлый год.
Часть данных Интерфакс взял из открытых источников, а часть ДИТ добровольно предоставил сам, чем, как я понял, хочет подать пример другим министерствам и ведомствам.

Выдержки из исследования представляла главный аналитик Интерфакса Галина Джанбаева.



Комментарии давал руководитель ДИТ Артем Ермолаев.



Интерес представляет как сам отчет, так и ремарки чиновника, так что к началу следующей недели планирую подготовить на эту тему полноценный материал.

Здесь же просто приведу пару любопытных на мой взгляд фактов — для затравки.

Как выяснилось, ДИТ в прошлом году заключил контракты на 32,5 млрд. руб., что составляет примерно 5 % от столичного бюджета и сравнимо с половиной той суммы, которая ежегодно расходуется на информатизацию на федеральном уровне.

Как уверяет Ермолаев, ориентировочно каждый четвертый конкурс на поставки в ДИТ товаров и услуг происходит со сговором его участников — будущий «победитель» выплачивает «побежденным» определенную сумму, чтобы те не сбивали стоимость контракта.

С такими поставщиками можно бороться, занося их в различные черные реестры, однако компании страхуются от подобных инцидентов, создавая специально под торги фирмы-однодневки — «Ромашки, «Васильки» и пр. ботанику.

Проанализировав поставки оборудования и ПО, Интерфакс пришел к выводу, что самым успешным вендором в Москве в прошлом году стала компания Apple — сумма контрактов совсем немного не дотягивает до 1,5 млрд.

Как можно было понять из комментария Ермолаева, городские чиновники за последнее время весьма прониклись продукцией детища Стива Джобса. Через ДИТ прошла масса заявок, в которых слуги народа запрашивали для себя iPad’ы (причем сразу второй серии), а на вопрос «зачем» как правило что-то мямлили про новые технологии и мобильность.

По слвам Ермолаева, удовлетворены былт только единицы процентов от общего числа запросов, но все равно IPad'ов в прошлом году было закуплено на 6 млн. руб. (видимо часть чиновников вспомнила и другие умные слова).

В целом, как прокомментировал кто-то из сторонних участников презентации, наибольшее значение представляет не само исследование, а сам факт того, что оно состоялось, да еще и при добровольном сотрудничестве препарированного ведомства.



Полностью согласен.

«Воздушные» провайдерские линии связи исчезнут с крыш домов в Москве

В минувший четверг в музее связи МГТС на улице Зорге состоялось подписание соглашения о взаимодействии между Департаментом информационных технологий (ДИТ) Правительства Москвы и Роскомнадзором.

По официальной формулировке соглашение направлено на повышение качества проводной и беспроводной связи. ДИТ организовывает операционный процесс мониторинга. На его официальном сайте заработал соответствующий сервис. Сообщить о проблемах со связью — разрывах соединения, треске, помехах, трудностях с дозвоном и падении уровня сигнала — можно несколькими способами: по номеру «горячей линии» +7 (495) 539-29-29, заполнив специальную анкету на сайте по адресу dit.mos.ru/signal или в социальной сети Twitter (хештег #сигнал).

Но самое интересное дальше. Цитирую пресс-релиз ДИТ:

«По словам главы ДИТ Артема Ермолаева, соглашение дает ведомствам формальные основания для оперативного обмена информацией и создания рабочих групп по ключевым вопросам.

Одна из таких рабочих будет посвящена проблеме воздушных линий связи, которые портят облик города и могут представлять опасность для горожан во время непогоды. Стороны заверили, что никаких резких шагов в этом направлении предприниматься не будет. Нелегальные «воздушки» попросят освободить крыши, а тем операторам, чьи провода находятся там на законных основаниях, предложат альтернативные варианты размещения сети, в том числе с использованием городской коммунальной инфраструктуры. «В любом случае, проблема есть, и решать мы ее будем в диалоге», — отметил глава столичного Роскомнадзора Дмитрий Сокоушин.»


— А что там не так с этой воздушкой-то?
Ах да, безопасность прохожих. Падающий с высоты провод доставляет легкое чувство дискомфорта.


На данном мероприятии я был не с самого начала. Но судя по тому, что успел услышать, и манере подачи информации в пресс-релизе, «борьба с воздушкой» — это ключевой момент всей этой истории.

Так что висящие между домами «сопли» где-то через полгода, как я понял, исчезнут.

Если это не вызовет общее повышение цен у легальных провайдеров, лично я — «за».

Пока живы торенты, районные локалки при безлимитном Интернете неактуальны.

Ну а если у кого-то хватит сил на слом всей системы пиратства в стране, то районные сети в Москве опять же будут раздолбаны раньше сетевых ресурсов.

Ну и при любом раскладе и любом своем лобби МГТС все равно неконкурентна.

ИМХО разумеется.

Наилучшая популяризация портала госуслуг — конкретные услуги

В пятницу 16 декабря уже после окончания рабочего дня Департамент ИТ (ДИТ) Правительства Москвы разослал информационное сообщение под заголовком «Подать заявление на запись ребенка в первый класс теперь можно на московском портале госуслуг».

Смысл послания, как мне кажется, в дополнительных пояснениях не нуждается.

Однако отдельный интерес лично у меня вызвала прилагаемая к тексту статистика.

Сообщается, что «услуга заработала для всех округов столицы 15 декабря» (то есть для каких-то округов она, видимо заработала раньше, но это не столь принципиально).

Далее читаем, что «в первые дни работы услуги электронные заявления на запись в первый класс подали порядка 29 тыс. московских семей. За это время число пользователей, зарегистрированных на московском портале госуслуг, выросло практически вдвое, до 50 тыс. человек, а сама услуга записи в первый класс стала наиболее востребованной из 14 электронных сервисов, доступных через «личный кабинет...
…Ежегодно в первый класс в Москве записываются от 80 до 100 тыс. детей.»

Итак, в первые же дни примерно треть будущих школяров была записана в электронном виде. То есть родители были заранее соответствующим образом проинформированы и, более того, не испугались доверить судьбу своих чад электронике.

Ну и удвоение количества регистраций говорит само за себя.
Чтобы граждане начали активно пользоваться электронными сервисами, нужны эти самые сервисы, причем действительно востребованные и полностью дистанционные.

Уверен, у нас и на федеральном портале произошел бы колоссальный всплеск посещаемости, если бы, например, подача заявки на получение гражданских и заграничных паспортов стала бы по-настоящему автоматизированной — гражданин был бы избавлен от необходимости совершать лишний визит к чиновникам из-за фотографии.

ИТ-департамент Правительства Москвы всерьез взялся за поликлиники

Сегодня глава Департамента информационных технологий (ДИТ) Правительства Москвы Артём Ермолаев провел совещание с главными врачами 112 поликлиник, в которых в первую очередь будет внедрена удаленная запись на прием через инфоматы, Интернет и единый городской колл-центр в рамках двухлетней программы модернизации столичного здравоохранения.



Начало совещания мне пришлось проговорить по телефону, так что для изложения осмысленных подробностей придется сейчас прослушать диктофонную запись.



Пока выкладываю под кат общий презентационный слайд (полная презентация скоро появится на сайте ДИТ)

В целом речь идет о весьма масштабной и, как мне показалось, весьма осмысленной информатизации столичных поликлиник.

В зале стояло несколько инфоматов, но, если я правильно понял, это просто наглядный образец откуда-то из Татарстана. Реальные контракты с кем-либо из производителей (а точнее поставщиком услуг) еще не заключены и даже не объявлен тендер.



Уже с завтрашнего дня в пилотных 112 заведениях появится по два ИТ-шника-консультанта на полный рабочий день.

Повторюсь: общее впечатление от мероприятия (разумеется интуитивное) — происходит некий весьма осмысленный процесс.

Отчасти справедливость этого наблюдения подтверждает реакция зала. Помимо обычной в подобных случаях настороженности прозвучали даже слова одобрения и поддержки.

А главные претензии к подготовительным работам (проводке розеток и пр. не туда, куда нужно) вообще оказались не по адресу — этим занимался Департамент здравоохранения.

Читать подробнее...

Фото:

Нужны ли человеку заведомо непроницаемые для коммуникаций зоны?

Этот вопрос неожиданно (для меня во всяком случае) всплыл на поверхность во время пресс-конференции министра правительства Москвы, главы
Департамента ИТ Артема Ермолаева по случаю Дня Интернета в России.

Речь шла о векторах развития госпрограммы «Информационный город» (2012—2016), и в частности об обеспечении так называемого коннективити на транспорте.

Уже сейчас в городе есть экспериментальный автобусный маршрут с бесплатным вай-фаем, а с Метрополитеном идут очень не простые, как выразился Ермолаев, переговоры о перспективах покрытия всего метро сетью 3G (разумеется не только для разговоров по мобильнику, но и для выхода в Интернет).

И тут Ермолаев оговаривается, что необходимость предоставления гражданам такой услуги для него очевидной не является. И его ведомство намерено провести соцопрос, чтобы выяснить, нужна москвичам под землей связь, или нужно оставить единственное место, где ее заведомо нет, в покое.

(Разумеется, рано или поздно бизнес (операторы) сам разберется и примет решение, идти ему в метро или нет. Но чиновники могут этот процесс стимулировать.)

Казалось бы, ответ на поверхности. Тот, кто не хочет быть на связи, волен от нее отключиться в любой момент (как в метро, так и где бы то ни было), а для остальных граждан чем больше покрытие связи, тем лучше.

И все же мне кажется, это вопрос философский. (Хотя если я попытаюсь его здесь сформулировать четко, вам явно надоест читать длинющий трактат.)

Пока что в общественных заведениях табличка «Wi-Fi free» однозначно воспринимается как преимущество.

Но мне кажется, недалек тот день, когда особым шиком будет вывешивать объявления в духе «В нашем ресторане отсутствует Интернет и мобильная связь — наслаждайтесь приватностью».

Результаты информатизации столичной скорой помощи

Вчера на конференции «ИКТ в госсекторе: на пути к «информационному обществу»» руководитель Департамента информационных технологий Москвы Артем Ермолаев выступил с рассказом об опыте информатизации столичной службы скорой помощи.

На самой конференции поприсутствовать у меня не получилось, поэтому изучаю сейчас несколько сумбурную презентацию и пресс-релиз.


Я что — единственный, кто этого не хочет?
(И единственный, кому мозолит глаза используемая на слайде типографика и орфография?)


Из документов я так и не понял, когда же началась информатизация, но на данный момент ее результаты выглядят следующим образом.

Выездные бригады были оснащены терминалами на базе мобильного компьютера с GPS, что позволяет в интерактивном режиме передавать данные о состоянии пациентов диспетчерам и врачам-специалистам, включая показатели кардиограммы, а также зарезервировать место в больнице путём выбора оптимального маршрута транспортировки больного.

(По словам Ермолаева, это уже третье поколение коммуникаторов, которые отличает более высокая надежность эксплуатации — улучшения, в частности, коснулись их противоударных свойств.)

Среднее время от поступления вызова на «03» до назначения специализированной выездной бригады сократилось с 20 до 4 минут.

Среднее количество выездов, которые способна осуществить одна бригада, возросло с 7 до 11 в сутки.

Сэкономленное суммарное время обработки вызовов эквивалентно ежедневной работе 103 бригад

За последние пять лет количество обращений возросло на 30%, но штат увеличивать не пришлось.

Это вроде вся справочная информация.

Кстати, если верить презентации, с конца 2012 года бригады скорой помощи перейдут с GPS на ГЛОНАСС. Интересно будет узнать, как это отразится на статистике.

Чиновники начинают говорить на человеческом языке

Не все разумеется. Но первые позитивные примеры стали появляться, и это не может не радовать.

На прошлой неделе я присутствовал на встрече руководителя Департамета ИТ Правительства Москвы Артема Ермолаева с представителями сетевых стартапов, и чиновник признал, что обычный официальный язык, на котором у госслужащих принято вести документацию и переписку, с нормальным русским имеет столько же общего, сколько валенок с микроволновкой.

Наверное дословно это звучало немного иначе, но смысл от этого не меняется. Г-н Ермолаев даже признал тот очевидный факт, что чиновничий язык является отличным средством, формально отвечая на вопрос, по факту на него не ответить.

В то же время г-н Ермолаев заверил присутствующих, что его департамент всеми силами старается исправиться — перейти в общении с гражданами на язык нормальный.

В частности он отметил, что теперь, помимо официальных документов, продраться через текст которых обычный человек без переводчика не в состоянии, они станут выкладывать на сайте электронные презентации, написанные исключительно по-русски.

Заходим на сайт Департамента и видим, что, действительно, недавно принятая программа  «Информационный город 2012—2016 гг.» представлена не только официальным вордовским документом, но и презентацией в пауэрпоинте, да еще и в двух вариантах — полном и кратком.

Проходит всего пара дней, и на сайте Федеральной антимонопольной службы появляется новость «ФАС представила предложения по совершенствованию системы госзаказа в России».

Предложения эти, безусловно, интересны сами по себе. Но наиболее примечательно то, что оформлены они, опять же, не только в виде официального текста, способного свести с ума любого небюрократа, но также и в виде презентации с человеческим лицом (еще и с призывом к гражданам присылать предложения собственные).

В общем, как говорится, мелочь, а приятно.

Очень.