НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Мобильные решения:

Блог

  • Архив

    «   Февраль 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29  

Пластик в Белоруссии

Новогодние каникулы я провел в Белоруссии. Впечатлений много, но к теме нашего сайта большинство из них никакого отношения не имеет. За исключением одного, о котором я и хочу рассказать.

Читать подробнее...

За MTTalk заплатить крайне сложно


Мне нравится сервис MTTalk - я его поставил в свой смартфон еще пару лет назад и испоьзую когда мне надо позвонить зарубеж по гуманным расценкам :) Там есть call-back и это внутри России меня вполне устраивает. Помимо всего, он еще дает возможность достучаться до контактов в самом телефоне: не надо руками перебивать.
Исчерпался у меня баланс, иду заплатить пластиковой картой. Добираюсь до инструкций и дальше попадаю на страницу платежа. Думаю здесь все будет просто. А фигушки :) Оцените надпись



"Например:
10 знаков для МТТ.Мобайл: 499709****;
12 знаков для Карты оплаты, МТТ.Телефон,
МТТalk: 100********* и для UIS: 77804*******"

Гммм - я путаюсь. У меня 12 знаков карты оплаты, а для МТТalk написано "100*********", но у меня-то карта начинается с 177 :) Ну лано - звоним в саппорт по номеру 8-800-333-53-58. Спрашиваем какой номер вводить? Весь разговор занимает 8 минут и 50 секунд, звонил сегодня, 03-07-2011 в 1425 (можете послушать). Три раза она (оператор) врубала музыку, чтобы проконсультироваться. Выясняла какие варианты надо вводить в поле "номер". Сначала предлагалось ставить там 77 перед номером карты, потом 100. Потом выяснилось, что надо ставить номер как есть, но... "это негарантированная информация" (это я звоню в официальный саппорт компании!!!). Чуть раньше оператор сдается - говорит "вы точно хотите заплатить через интернет???" Писец. Оправдывается - "Мы не проводили таких платежей вообще". И что, мне надо расстроиться и пойти искать автомат пополнения ножками? Странные ребятки. Ну что стоит написать спокойную и внятную инструкцию на своем платежном шлюзе? Проблем было бы куда как меньше. И тренинг проведите, пожалуйста, с персоналом - страх и ужос такое слушать.

Наличными - только чаевые :)


Уж сколько лет идет спор между тем, что наиболее эффективно - платить наличными или платить картой. С точки зрения самого  обычного пользователя- лучше, конечно, картой: деньги защищены, если что их всегда можно вернуть, нет необходимости  волноваться по поводу получения той или иной валюты, да и распространенный пластик принимают без ограничений. Да, у пластика  есть длинный перечень недостатков - его могут блокировать, украсть, скиммеров и фрода на каждом углу все больше и т.д. Но  это как в обычной жизни - надо иметь сразу несколько карт, для рискованных транзакций использовать "мусорный" пластик и перед  платежом подумать немного головой :)
Так оказалось, что в июне я был в США и в Бельгии, где и проверил, можно ли выжить только с пластиковой картой :) Сразу  оговорюсь - проверял я осторожно - наличных с собой взял достаточно. В итоге, когда посчитать результат, выяснилось, что  бОльшую часть денег налом я раздал... на чаевые :) Практически во всех остальных местах можно было заплатить банковской  картой.
Билеты на самолет, оплату отеля и такси мы, конечно, в качестве примера не берем: здесь принимают любые пластиковые карты в  принципе и подозрительно на тебя смотрят, когда пытаешься заплатить наличными. Хотя, нет - таксисты готовы принять любой  нал и выдают в качестве чека тогда бумажку, похожую на визитку. Бухгалтерия в России на такие бумажки смотрит настороженно -  проще заплатить пластиком, тогда будет красивый чек :) В качестве депозита в отелях тоже любят карты (балдеют от  корпоративных карт American Express - там большие кредитные лимиты, обычно), а не наличные евро или доллары :)


В торговой сети, все равно это магазин или ресторан или кинотеатр, бензоколонка, действует типичное правило из серии "я не  прикасаюсь к вашей карте совсем". Везде есть POS-терминалы со шторками, клиент ставит туда карту сам, вводит PIN если  необходимо, а если POS-терминал мобильный, то персонал дежурно отворачивается, ибо твои данные никому не интересно :)


В США  я видел автоматы для продажи газировки, где можно заплатить картами, в аэропортах Цюриха и Брюсселя мне приглянулись  автоматы по продаже воды и сэндвичей с точно таким же функционалов.


Кстати, для приема карт там используется мобильный  модем, которы передает запрос на авторизацию в банк - по этому же каналу информации автомат передает в компанию владельца  данные о товарных остатках. Кроме того, большой поток карточек позволяет реже проводить инкассацию наличности - и безопасно  и существенно снижает издержки в этом виде бизнеса. Кроме того, подобный подход, когда за многие покупки можно заплатить  безналично, вполне стимулирует у самых обычных пользователей не просто возможность, но и желание использовать, к примеру,  NFC в своих смартфонах: для них такие расчеты привычны. Это в России все пока из серии экзотики.





Кстати, с помощью пластика можно заплатит за любые услуги связи. Стандартная практика в аэропорту - платеж по карте для  связи по Wi-Fi или... такой же платеж по карте в специальном коммуникационном центре, где можно либо занять готовый  компьютер (но набор программ там будет весьма аскетичным), либо подключать Ethernet-кабель к своему ноутбуку и выйти в сеть  по скоростному каналу связи. таксофоны - не исключение, считыватели "пластика" есть везде.

Какой же вывод можно сделать из этого жизненного наблюдения? Во-первых, банковские карты, вне зависимости от своего физического носителя, самый удобный платежный инструмент в экономически развитых странах. Согласен - наличные приятно держать в руках, но безопаснее использовать сочетание "банковская карта + SMS-уведомление + интернет-банк". Во-вторых,  пусть этих карту  вас будет как минимум несколько - для довереных платежей дебетная, для интернет-платежей специальный интернет-продукт, для мусорных платежей - самая простая, которую не жалко, пусть даже виртуальная. Ну и для депозитов в отеле или в прокатной конторе - кредитная с большим грейс-периодом. Стоить это будет не так дорого, а во многих банках при наличии хорошего депозита вам все эти карты выдадут и вовсе бесплатно :)

Не иметь долгов - подозрительно

Банковские карты в США - это даже не средство платежа, это в каком-то смысле религия :) Именно поэтому в этой стране активно стартуют всевозможные «мобильные кошельки», NFC-проекты и развита интернет-торговля.
Зайдя в местные банки можно обнаружить, что карточку вам готовы выдать на вполне лояльных условиях - достаточно одностраничного заявления и можно даже не платить за обслуживание. Для стимулирования покупок к карте подключаются различных бонусные программы, в т.ч. и с авиалиниями - можно пару раз в год получить бесплатный билет на самолет, а можно какой-то определенный процент от, скажем, годового оборота.  


Ну а сами кусочки "пластика" берут везде. Причем, в отличие от России руками к вашей карте продавец не прикасается - покупатель все делает сам. Проводит через POS-терминал и оставляете подпись на сенсором экране. Все это сразу передается в банк и списание денег производится в конце рабочего дня, в финансово-кредитное учреждение из торговой точки не надо таскать сами бумажные чеки с подписью, чтобы провести списание средств.


Картами можно платить во всех торговых автоматах, за парковку, за бензин на заправках, даже за банку газировки в отеле. Счет на полтора доллара НЕ повод отказаться принять карту, ее акцептуют. Принимают как минимум "Большую четверку" карт - это Visa, MasterCard, Diners Club и American Express.


Причем, здесь в основном кредитные карты, а не дебетные - с большим гросс-периодом и возможностью "падать" в минус. Дело в том, что бюро кредитных историй здесь привязаны в номеру социального страхования - при тотальной компьютеризации вполне можно понять кому и сколько давать в долг. Вообще, в США подозрительно не иметь долгов :) При оплате за арендную машину, к примеру, у вас нал не возьмут. При заселении в нормальный отель депозит наличными может и примут, но будут кривиться :) Просто "пластик" безопасен. Нет налички - нет уличной преступности. Да и деньги в США считать умеют - никто не хочет переплачивать 10% за работу с налом. Его же надо инкассировать, возить, охранять. Да ну нафиффф :)


Поэтому самая большая купюра, которую я видел - это двадцать долларов. Даже 50 - уже редкость. А когда ты достаешь из своего кошелька 100 долларов, на тебя смотрят очень внимательно. Видимо, запоминая черты лица для последующего опознания  полиции :) И все проверяют твой стольник весьма серьезно - и полоску специальным фломастером проведут и под ультрафиолетовой лампой посмотрят. Рядовой американец скорее заплатит чеком и попросит cash refound в несколько долларов, чем заплатит стольником: у него просто на руках столько нет :)
Даже чаевые здесь вполне можно и нужно давать с помощью карточек. Для этого в ресторане, к примеру, когда получите чек, посмотрите внимательно - там будет две пустые графы Tips и Total - их надо заполнить исходя из суммы счета. Стандартной признается практика в 15% чаевых. Кстати, оставить "на чай" несколько долларов можно и налом - как раз для этого купюры в 1-5-10 долл. вполне подходят. Банкоматы здесь берут минимальную комиссию в 5 долл. и выдают наличные преимущественно двадцатками. Это самая ходовая купюра в США. Но куда как более популярны - карты.

"МегаФон" хочет "подмять" микроплатежи?



Итак, от оплаты кофе с помощью SMS в торговых автоматах (правда пока в тесте - только один такой стоит у офисе компании), в "МегаФон" решили перейти к атаке на сферу быстрого питания и предложили своим пользователям оплачивать с помощью SMS обеды в сети столичных кафе "Плюшка". Речь, в основном, идет о бизнес-ланчах со средним чеком до 300 руб. - оплатить их со счета мобильного телефона вполне реально, учитывая небольшие, в среднем, остатки на счету мобильника у большинства даже столичных абонентов.
Технология предполагается затратной по времени, но безбумажной - клиент называет официанту номер своего мобильника, получает SMS с подробностями платежа и подтверждает его ответным коротким сообщением. В принципе - ничего больше. Если на счету остается минимум 30 руб., а сам платеж не больше 5 тыс., то все завершается благополучно. Хорошо, что сервис "Мобильный платеж" не требует от пользователя дополнительной активации - он доступен всем "физикам" по умолчанию.
Правда, не смотря на столь радушную теорию, видимо, на практике все будет не так уж и гладко. К примеру, в ИТ-обеспечение торгового оборудования, без сомнения, была заложена дополнительна функциональность, позволяющая обрабатывать такие платежи в режиме близком к online. Скорее всего, "Плюшка" и так была на обслуживании в "Мастер-Банке", который является партнером "МегаФон" в этом проекте, поэтому увеличить число принимаемых платежных инструментов там оказалось не так уж и сложно. Подключать торговые точки с другими банками-партнерами будет, явно, сложнее :) Вдобавок может сказаться отсутствие связи - нет подключения к банку или у пользователя барахлит связь с сетью и никакой мобильной оплаты в этой точке уже не получится. То есть оператору придется гарантирвоанно улучшать связь в конкретных местах общепита.
Кроме того, не совсем понятна мотивация для пользователя - явно в этой сети быстрого питания можно оплатить свой заказ банковской картой, в том числе корпоративной: преимущество платежа с мобильника не совсем очевидно. Скорость примерно одинакова, в обоих случаях не взимается комиссия. Может быть, дело только в безопасности такого платежа - носить POS-терминалы к столам у нас не принято, а отдавать карту официанты для проведения платежа не всегда удобно: обычно их уносят в закуток кассира и, чисто технически, снять данные не так уж и сложно: в самом простом варианте достаточно провести карту через специальный считыватель или камерой мобильного телефона сфотографировать лицевую и тыльную стороны "пластика".
Будет ли пользоваться успехом такой вариант расчетов? В принципе, видимо, да - количество активных пользователей сотовыми телефонами больше, чем любителей платить картами. Да и опыт оплаты с помощью SMS различных цифровых товаров у абонентов присутствует. Правда, инфраструктура для таких расчетов, с т.з. торговой точки, будет по стоимости, абонентской плате и цене вопроса, для торговой точки, аналогична тому, что приходится платить за прием банковских карт. То есть ставить только прием мобильных платежей в отрыве от пластиковых карт невыгодно. Только все вместе. Но ареал приема цифровой наличности, таким образом, это нисколько не расширяет?:)

УЭК упростит оплату пластиком?


В том, что Универсальная электронная карта гражданина, пригодная для всеобщей идентификации, нам грозит в обязательном  порядке, сомнений уже не осталось. Хотят граждане России или нет, но новый вариант документов, удостоверяющих их личность,  будет внедрятся в "боевом" режиме с 2011 года. Самое интересное в этом для меня - расширенные функции таких карточек, ведь  там по умолчанию, во встроенной памяти, будет размещено банковское приложение с вполне серьезной защитой с помощью  электронного чипа. И, крайне вероятно, это поможет пользователям увеличить число безналичных платежей в сети Интернет.
Первым шагом для популяризации универсальных карт было бы пожелание руководства страны переводить именно на них зарплатные  проекты, ежели они найдутся в том или ином банке-участнике этой программы (требования к такими финансово-кредитным  учреждениям почти сформированы). Это упростило бы привыкание к подобным инструментам наиболее социально активной части  жителей страны - ведь всевозможные пенсии и пособия на такой "пластик" и так переведут в обязательном режиме.
Второй вариант - внедрить, наконец, давно обещанную возможность оплаты государственных услуг с помощью единого портала  Госуслуг, который постепенно наращивает число электронных услуг для самых обычных граждан. В качестве промежуточного  варианта можно идти по примеру структурных подразделений ГИБДД в столице, где оплату за различные действия типа постановки  автомобиля на учет можно провести с помощью платежных терминалов. В идеальном варианте имеет смысл предоставить  пользователям платить через такие "тумбы" с помощью пластика - причем, без комиссии (если вносить деньги наличными - то  комиссия составляет минимум 50 рублей).
Вообще, терминалы самообслуживания с оплатой по Универсальная электронной карте  гражданина необходимо поставить во всех госорганах власти. Те 500 инфоматов, которые обещаны со стороны "Ростелекома"  ситуацию полностью не спасут. Кстати, неплохо бы предложить владельцам электронных терминалов самообслуживания оснастить считывателями пластиковых карт все свои терминалы для оплаты услуг сторонних провайдеров - популярность "пластика" это существенно бы увеличило. Правда, в будущем это привело бы к смерти таких терминалов, которые бы превратились бы просто в удаленные компьютерные терминалы для проведения платежей - комиссия при этом составила бы 2-3%, а не 8-10%, как сейчас, если платить напрямую.
Вдобавок, неплохо бы в Универсальную электронную карту гражданина добавить RFID или NFC-чип для подключения проектом безналичной оплате транспорта - метров и различных вариантов "наземки". Ну и увеличить число терминалов для покупки ЖД и авиабилетов с помощью пластика вполне было бы реально - это, конечно, изживет полностью всевозможные кассы по продаже билетов, но кому нужны эти посредники? :)
Третий вариант - развитие сервисов, позволяющий оплатить услуги сотен провайдеров через сеть Интернет. То есть веб-сайт или (на мой взгляд куда как лучше) приложение для мобильного телефона, где существует не просто каталог провайдеров связи, а всевозможные магазины и продавцы информационных услуг, с помощью которого можно заплатить по пластиковой карте. До господдержки таких сервисов дело, конечно, не дойдет - вряд ли это необходимо в принципе. Но вот, для начала, упрощение подключения к таким системам федеральных органов исполнительной власти (ГИБДД, суды и налоговые инспекции, ФСИН, ФССП и т.д.) помогло бы, с одной стороны, увеличить поступления в бюджет, с другой - упростить внесение денежных средств со стороны обычных граждан. Коммерческие компании к таким сервисам давно подключены, но для их полноценного развития не хватает именно органов госвласти.

Ворованные деньги в сотовых сетях


Я неоднократно писал про SMS-разводы и всех подобных зловредов-мошенников. Как выясняется, есть множество, действительно  множество путей обмана пользователей и накачки баланса мобильных телефонов ворованной наличностю - благо купить SIMку на  чужие данные сложности никакой не представляет. Кроме того, есть простой вариант фродовых атак - купить номер мобильной  связи и пополнить его с карточки, где данные были украдены. Разумеется, пользоваться таким номером сам преступник не будет  - легко "запалится", что же с ним происходит? Поговорил я с товарищами в погонах (общались по другому поводу - но тему и  эту затронули), систематизировал свои впечатления и получились вот такие варианты "обнала":
- реализация "накаченного" баланса на вещевых рынках, в общежитиях нелегалов и для разного рода криминальных элементов.  Обычно стараются на один номер денег не класть - 2-3 тыс. руб., вряд ли больше. Такой телефон, где симка может быть от  любого оператора Большой тройки или Tele2, используется для исходящих вызовов или как связной терминал на короткое время. В  последнее время для салонов интим-услуг даже стали предлагать "коробочное" предложение - не только SIMка с номером, но и  недорогой телефон рублей за 500-800т с парой стикеров, где можно написать его номер и свои комментарии :) В ходе рейдов  такие трубки изымают даже не пачками, а небольшими коробками. Продают такие "балансы" с дисконтом - доходит до половины  суммы, которая есть на балансе. И всем выгодно :)
- использование полученных средств для "накачки" баланса стороннего телефонного номера. Обычно на один "проходной" телефон  сливаются несколько тысяч рублей и оттуда уже "отстреливают" конкретные небольшие суммы по нужным SIM-картам. Используется  в трех типовых местах - армия (популярно среди срочников, у которых есть свои симки), различные ИТУ и аналоги, а также  национальные диаспоры, которым надо устроить "переговорник" с далекой родиной. Причем, в случае армии и ИТУ пополнение баланса идет не "один к одному", а с процентов "за срочность" - типа как платежный терминал на дому :) Обычно % круче, чем в тумбах самообслуживания - может доходить и до 20% от суммы. Негласный налог на связь. Этот путь и тот, который обозначен выше, не требует создания особенно дорогостоящей инфраструктуры - есть поставщики "черных" денег и те, кто их отмывает, жертвуя определенной долей денежных единиц от номинала. Переводы в этом случае идут с помощью системы мобильных переводов - у одной группировки, которая занимается такими делами могут быть сотни активных в единый момент телефонов и SIM-карт: одни блокируют, другие пока работают.
- использование SMS для покупки контента. В этом случае покупают абсолютно легальный и чистый контент, который накапливается в базах данных и на всевозможных радиорынках продается в виде дисков. 90% информации в таких "шлак-наборах", конечно, не работает, но диски из серии "тысяча платных игр для Symbian!" всего рублей за 300 свое дело делают - их покупают весьма активно. Премиальными SMS платят за фильмы и пытаются "вырезать" информацию из online-трансляции чтобы поставить в пиратские файлообменники или факловые архивы, различные медиа-элементы для кастомизации телефона, кряки, коды прохождения, игры и т.д. В общем, бизнес активный и вполне привлекательный. Главное только, чтобы на балансе телефона не кончались наличные :)
- использование "обналички" через контент-провайдеров. Все мы знаем, что на просторах РУнета есть множество проектов сомнительной ценности - тайна фамилии, подписки на контент и т.д. Большинство из таких проектов создано совсем не для обмана доверчивых пользователей - этот трафик побочный и совсем не основной: так, для статистики чтобы побольше сторонних пользователей там "засветилось". Схема в данном случае проста и изящна: по скану паспорта (их можно купить за 7-10 долл. в сети) регистрируется проект в автобазе какого-либо контент-провайдера. Создается простенький сайт, куда начинает нагоняется премиум-трафик платных SMS. Разумеется, телефоны таких SMS-Любителей заранее "накачены" с ворованных пластиковых карт. Злоумышленники действуют осторожно, не зарываются - у них могут быть десятки таких проектов. Как только проходит пара недель их функционирования - идут первые выплаты "доли проекта"... на электронные кошельки. Естественно анонимные :) Варианты с прямой монетизацией фродовых платежных карт и "незаконных балансов" - прямой перевод SMS-трафика в WebMoney - такие проекты встречаются в большом количестве.

Интересно, что я пропустил? :)

Электронные билеты - по картам?

Наконец-то добрались руки посмотреть на аналитику J’son & Partners Consulting по поводу использования сети Интернет для продажи билетов. Сам я покупаю через Сеть билеты не только на самолет (Аэрофлот, S7, AirBaltic), но и на поезд (единственный монополист - РЖД), а также на развлекательные мероприятия (мне больше нравится сервис Parter.ru, хотя есть куча других) так что с темой знаком :)
Оказывается, в прошлом году через Сеть было реализовано аж 6 млн. электронных e-tickets, причем учитывали явно только российские авиакомпании. Не только «регулярку», но и чартеры. Основной плюс таких решений, конечно, в том, что теперь все билеты на самолет стали электронными - печатать бланк совершенно не обязательно. Причем, скорее всего в общую статистику "загнали" все варианты покупок, когда билеты заказывались через удаленные кассы и оплачивались на месте наличными, но в системе все равно шел платеж через какой-нить e-port. Таким образом, далеко не все наши пассажиры помнят и знают, как купить билеты через сеть Интернет. И как оплатить его наиболее экономичным способом.
Самый спокойный для этого вариант, отмечу - пластиковая карта, а совсем не электронные деньги, тем более внесенные с помощью электронного терминала самообслуживания - там возможны комиссии за внесение средств. При этом, даже с использованием промежуточного и верифицированного на конкретного пользователя "кошелька" усложняется вопрос возврата денег в случае аннуляции билетов. С платежной картой-то он проходит достаточно туго (вспомним всем известные проблемы "СкайЭкпресс", когда из-за проблем авиакомпании и отмен рейсов пассажиры компании не могли получить возмещение за проездные документы в течение нескольких месяцев), а уж с электронной наличностью все в принципе плохо.
Что делать пассажиру, если билеты он вернул, а деньги в течение 2-3-7-21 дня на карту не упали? Во-первых, убедится в том, что он написал письменную претензию именно в офисе перевозчика, а не его агента. Во-вторых, что она должным образом все-таки была зарегистрирована, а сами билеты - возвращены, а не аннулированы по причине "пассажир на рейс не явился", как это бывает иногда. В-третьих, двигаться в свой банк, где на основании этой претензии писать заявление о блокировке и возврате денег - их авиакомпания в таком случае точно не получит. Что делать пользователям электронной наличности даже не представляю - если только надеяться на добрую волю авиакомпании :) В принципе, со сдачей электронных билетов проблема - нельзя зайти на сайт авиаперевозчика и сказать "верните мне все на карту - я передумал лететь". На счет, который привязан к личному кабинету пользователя - да, вполне легко (часто это наилучший вариант, если планируете использовать услуги этой авиакомпание и этот сервис поддерживается), а вот на карту - нет. Только через письменное заявление. Аналогичная проблема с тем, чтобы сдать билет РЖД при наличии электронной регистрации (когда печать купона в принципе не обязательна - достаточно показать проводнику документ, удостоверяющий личность) - надо его получить через терминал самообслуживания или через кассу (на бумаге) и... сдать в кассу администратору. Причем, возврат денег пойдет тоже на карту, с которой за билеты платили - но здесь все идет куда как быстрее, чем с лоу-кост авиакомпаниями.
Кстати, изрядную долю бронирований у российского рынка отнимают зарубежные сервисы, которые позволяют "схватить" билет с помощью небольшой комиссии, через сторонние сервисы. Яркий пример - тот же  http://www.skyscanner.net или http://www.anywayanyday.com/ - за небольшую комиссию формально билет для вас забронирует Expedia или BravoFly. То есть из Рунета этот платеж уже уходит.
Кстати, дистанционно, через Сеть хорошо продаются билеты нижней ценовой категории - за 4-5 тыс. руб. для полетов в соседний город или на российские курорты: их и бронируют и оплачивают полностью через Сеть, поскольку это товары спонтанного спроса. Хотя, именно за такие билеты чаще всего платят через терминалы самообслуживания. Все, что дороже, к примеру, 15 тыс. и больше, так не оплатить - "не пускает" 115-ФЗ, здесь пригодится только карта.

Главный тормоз электронной коммерции

Быстрая оплата товара с минимальным риском по части фрода - мечта любого владельца  интернет-магазина. Кроме того, безналичный расчет всячески приветствуется "белыми"  компаниями, так как он выгоден для экономики в целом и для продавцов, в частности.
При этом безопасность карточных платежей, при использовании процессинга, куда как выше  анонимных электронных денег. И, по идее, карточки дешевле оплаты наличными. Об этом мы уже говорили. Что самое интересное - так это правила платежных систем - Visa и Mastercard -  которые обеспечивают 95% оплаты безналичных платежей в РУнете (оценка Chronopay). «При  оплате покупок и услуг картой в торгово-сервисных предприятиях, Вы оплачиваете только  указанную стоимость, - напомнит вам любой банк. - Дополнительные комиссии за оплату картой  не взимаются». Но эти правила любят нарушать. И не кто-нибудь, а официальные дистрибуторы  крупных производителей компьютерной техники.


Яркий пример - «Acer — фирменный интернет-магазин» (фирменный интернет-магазин "Респект",  веб-адрес - http://www.acermag.ru) на сайте которого в разделе "Правила оплаты товаров" в  подпункте "Оплата по платежным картам VISA, VISA Electron, MasterCard и др." черным по  белому написано "ВНИМАНИЕ! При оплате по платежным картам, стоимость товара увеличивается  на 3%".
Понятно, когда покупателю говорят о том, что он должен заплатить за доставку (и то, при  сумме покупки от 1500-3000 руб. все бесплатно), когда при оплате по безналичному расчету с  помощью перечисления через тот же "Сбербанк" с него могут взять комиссию (тоже случается),  когда он оплачивает товар  наложенным платежом (стоимость заказа может стать больше на  4-5%). Но чтобы при платеже по банковской карте надо было платить больше - это нонсенс.  Причем, если погуглить, таких магазинов, "творчески" подходящих к вопросам оплаты, а по  сути обманывающих покупателей и нарушающих правила взаимодействия со своим банком и  платежной системой, куда как больше - к примеру
http://www.realnotebook.ru/payment/
http://www.eletix.ru/page/page8.html
http://www.electrovenik.ru/oplataИ этот список, к сожалению, можно продолжить и дальше.


Правда, есть и нормальные магазины, где сказано все разумно и правильно. Вот пример: "с помощью пластиковых карт международных платежных систем (MasterCard, Maestro, Union Card, Visa, Visa Electron) - оплата производится во всех магазинах, строго в соответствии с ценниками магазина".


Что делать самому обычному пользователю - мы сейчас выясняем у платежных систем, запросы  отправлены. Если вы заплатили такую повышенную "комиссию", деньги можно вернуть. Вот пример  того, как реагирует зарубежный банк - в течение 14 дней ситуация была рассмотрена, излишне  заплаченные деньги возвращены. И пусть речь шла о минимальной сумме, все-таки банк-эмитент  именно вашей карты действует по правилам - соответственно, магазин, который допустил такое  нарушение, пострадал в финансовом плане: скорее всего, заплатил штраф.  

Нецивильная торговля в Сети


Все равно, что ищете – оборудование для фотографии, сотовый телефон, компьютер, ситуация одна и та же: в РУнете туча "интернет-магазинов" и очень мало нормального сервиса. Большинство таких виртуальных витрин не могут наладить базовые сервисы своего существования - выбор, доставку и оплату товара удобным для покупателя способом. А не так, как удобно их владельцам.
За прошедшие длинные выходные я усиленно побродил по интернет-магазинам и, наверное, понял их основные глупости. Самый основной вариант, который так любят продавцы с развитой филиальной сетью - "выбирайте на сайте, заказывайте в магазине". То есть присутствует витрина, спасибо что с ценниками, но заказать полный спектр товаров в Сети невозможно. Спрашивается, зачем вся эта демонстрация? Другой крайний случай, когда на сайт вывален товар в виде таблиц Excel и покупателю предлагается руками (!) самому (!) скопировать нужные строчки "с сохранением артикула" в текстовый файл и "прислать нам это по электронной почте" чтобы, значит, акцептировать заказ. Это все в РУнете имеет место быть. Еще один вариант, когда на сайте есть цены, есть фотографии, есть даже корзинка виртуальная, но в подписи к каждому товару есть мааааленькая приписка "проверяйте правильность цены по таблице Excel". То есть биллинг и АСУ живут какой-то параллельной жизнью. Я уж молчу о том, что нормальных интернет-магазинов, интерфейс которых адаптирован к мобильным устройствам я не видел в принципе. То есть не торговые моллы, где можно купить контент – а именно витрины магазинов с техникой.
Кроме того, типичная беда виртуальных витрин - запутанные системы заказа, отвратительные фотографии товаров (ну не можете сфотографировать  - хотя бы толково украдите!), никакого полезного описания товара кроме его наименования, характеристик (далеко не полных) и перлы системы заказа. К примеру - видишь товар, он нравится, нажимаешь на детальный просмотр и получаешь - "Возможно, он был удален, переименован, или временно недоступен". Это так инет-магазины маскируют свою беспомощность по отдельным популярным, но отсутствующим товарным позициям. С поисковой машины к себе пользователя они так заполучили, а обслужить не могут, вот и выворачиваются.
Оплата даже технологичных товаров - очередная головная боль. По какой причине продавцы не могут понять, что кроме как "оплатить наличными" в мире существуют еще, как минимум, электронные валюты и пластиковые карты? Особенно меня волнуют последние - ведь по карточке, в отличие от всех остальных видов оплаты, всегда можно получить возмещение в случае кражи личных данных покупателя. То есть торговец ничем практически не рискует (если у процессинга нормально антифрод настроен). Так ведь нет - "оплата возможна только наличными при получении товара - курьеру" типичная надпись на большинстве "виртуальных торговых моллов". А там, где есть оплата картами часто предлагается настолько страшный и непонятный интерфейс оплаты даже без банального https, что десять раз подумаешь вводить ли здесь данные своей карточки. Немудрено, что большинство товаров у нас выбирается в Сети, но оплата - только налом. Страшно просто картами платить.
Причем, по какой-то странной причине курьеры у нас не катаются с мобильными POS-терминалами. Казалось бы, самый хороший вариант застраховаться от воровства денег своим персоналом и обеспечить дополнительный сервис – такие устройства стоят несколько сотен долларов, по мобильной связи мгновенно связываются с банками для авторизации карты, просты в обслуживании и работают на аккумуляторах. В Европе (к примеру, в соседней Латвии), когда мне привозили товар в отель, курьер был обязательно с таким устройством, у него в голове не укладывалось, что я 150 лат (примерно 9 тыс. руб.) буду платить налом. Там это просто подозрительно. У нас - норма.
Доставка товаров даже в Москве - ужасная в принципе. Я уже не могу себе представить, когда я на веб-сайтах инет-магазинов в соответствующему разделе перестану видеть глупость типа "доставка товара в течение дня". И еще приписка - "с 9 утра до 24 вечера". Это кто же, кроме любителей пиццы, будет ждать технику, к примеру, до ночи? А ведь явление, когда "окно" для курьера составляет даже не 3-4, а 6 часов - повальное. Причем, даже для тех, кто доставляет продукты в рамках одного микрорайона или везет вам ноутбук из ближайшей торговой точки крупного розничного магазина по продаже техники: по телефону call-центра всегда слышно "они быстрее не могут". Кто мешает поставить нормальную АСУ с ГИС и функцией расчета доставки при учете дорожного движения - загадка, это не так уж и дорого. А если денег на это нет - лучше бы побыстрее перебирали ногами :)
В этой связи меня особенно радует приписка на одном сайте, который доставляет технику - "можно договориться с курьером для встречи в удобном для него месте, чтобы избежать оплаты за доставку". Очаровательно. А еще небольшие магазинчики на Горбушке у нас очень любят обманывать покупателей с ценами, которые они «выкатывают» на том же price.ru - формально у интернет-магазина цена одна, но "за оформление документов при заказе через Интернет" предлагается накинуть еще 200-300 руб. Так и живем.

АСКПП по-латышски :)

Продажа билетов на транспорт - это вечный бизнес, который неплохо бы автоматизировать. Причем, если ваши транспортные средства не принимают пластиковые карты с RFID-чипами для оплаты проезда или заплатить с помощью SMS тоже не реально, то наилучший способ - поставить везде, где только возможно, автоматы по продаже билетов. Сначала это потребует инвестиций "в железо", но экономия на операионных расходах очевидна. В Швеции, к примеру, миниатюрные автоматы по продаже билетов есть на каждой остановке - выбрал билет, заплатил, можно забираться в автобус. В Латвии автоматов не так много, но в большинстве крупных торговых центрах и историческом центре они есть.


Вот это основной вид такой "железки" стоит  торговом центер Olympia - большие габариты из-за того, что там есть большой монетоприемник, здесь один лат это деньги: примерно 60 российских рублей. Железной мелочи в ходу очень много.


Интерфейс н основных туристисчеких языках - кроме национального латышского здесь есть русский, английский и немецкий. ЦА практически полностью охвачена таким образом.


Разнообразие билетов вполне хорошее - не хватает только разве метро, но его здесь просто нет :)


Варианты поездок - их тоже много, к примеру удобный билет на 24 часа.


Оплачивать можно не только и даже не столько наличными, сколько банковскими картами.


Для этого есть специальный приемник пластика. Жаль, что в России до таких автоматов пока не додумались.


Билеты выглядят вот так - RFID чип внутри присутствует, они безконтактные.