НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Мобильные решения:

Блог

  • Архив

    «   Февраль 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29  

Стекла “Сапсанов” тормозят мобильный интернет

В продолжение сентябрьской заметки “Бесплатный Wi-Fi почему-то предоставляется не там, где он больше всего нужен”. Я, конечно, предполагал, что при поездке на “Сапсане” из Петербурга в Москву и обратно 3G-cетями особо не попользуешься. Но не знал, что все обстоит до такой степени плохо! :(

Читать подробнее...

Фото:

Нам нужен Wi-Fi в транспорте! Желательно - free



Еще несколько лет назад никто и представить себе не мог, что беспроводной доступ именно по  Wi-Fi будет не только возможен, но и востребован в транспорте самого разного класса и  скорости. Мы провели на сайте PC Week/RE небольшой опрос просвещенных пользователей и  выяснили, где же все-таки требуется мобильная беспроводка?
Оказалось, 86% опрошенных хотели бы видеть Wi-Fi в поездах дальнего следования - причем,  желательно, чтобы связь была доступна на протяжении всего переезда от одного пункта  назначения в другой. Сейчас это вряд ли возможно даже на трассе Москва - Санкт-Петербург:  ставить базовые станции в чистом поле для операторов мобильной связи дорого. Возможно,  качественный вариант UMTS/Wi-Fi будет возможен когда РЖД наконец-то реализует проект с  "Русскими башнями" по установке мачт для базовых станций сотовой связи вдоль основных  ЖД-трасс. Случится это, полагаю, до конца 2011 года.
Весьма востребованным оказался и интернет, который присутствовал бы в электричках и  скоростных поездах до городов-спутников (это отметили 53% из нескольких сотен опрошенных  нами пользователей). Все-таки далеко не всем пассажирам, оснащенным, к примеру, нетбуками,  хочется тратить 30-40 минут на просмотр фильмов или сладкую дрему - есть желающие  початится, побывать в социальных сетях, оставить свои впечатления в том же твиттее.
На том же втором месте (тоже 53% выборов - в этом ответе можно было указывать несколько  вариантов) оказываются самолеты - как местные, так и международные рейсы. В этой связи,  отмечу, что у организаторов "беспроводки" в самолетах есть реальный и платежеспособный  спрос. Чуть меньше клиентов (48%) готовы использовать доступ в Сеть во время поездки в  междугородних автобусах: учитывая весьма неспешное движение такого транспорта, время  все-таки надо использовать с пользой. Ну и только 34% абонентов готовы работать в Сети во  время поездки в аэроэкспрессах и маршрутках в аэропорт - это явно деловые люди и  командировочные сотрудники.
Немаловажным был и вопрос ценообразования. Подавляющее число клиентов (59,52%) считает, что  эта услуга, точнее ее стоимость, должна быть обязательно включена в цену билета: как  стандартный сервис "на борту". В принципе, на развитых ранках сделать это не сложно -  видимо, за исключением самолета, где доступ, по себестоимости, самый дорогой из-за  использования спутникового канала. Во всех остальных случаях можно обойтись стандартными  сетями мобильной связи. Еще 23% абонентов готовы платить за доступ по "домашним" тарифам  оператора связи - фиксированную стоимость за каждый мегабайт или 128-256 Кбит/с (такая  скорость хотя бы позволяет использовать веб-серфинг, о VoIP никто пока не говорит). Еще 16%  опрошенных считают, что за длительную поездку и полет стоит платить как в отелях - 10-15  долл., но нет ограничений по трафику, а скорость - "на всех" из серии "как получится".
Кстати, структура потребностей абонентов для доступа в Сеть в движении вполне демократична. Никто не готов закачивать торренты или смотреть фильмы в режиме online (ну почти никто:). Более чем половине абонентов (52%) хватит интернет-серфинга - речь идет о социальных сетях, блогах, новостных ресурсах, службах знакомств и т.д. Почта и ICQ интересует 38% клиентов - оперативная информация о бизнесе им нужна прежде всего. Позвонить по VoIP готовы попробовать 8,33% клиентов - вот только как это воспримут их соседи? Кроме того, во многих Wi-Fi сетях, к примеру, на самолетах такой тип трафика запрещен полностью: чтобы не было раздражения со стороны других пассажиров. Ну и загрузкой медиа-контента готовы заняться 1,19% потенциальных абонентов - возможно, при, скажем, длительном полете им "помогут" встроенные в подголовник кресла, которое находится впереди, дисплеи с доступом к фильмам и казуальным играм. И не будут они "напрягать" канал доступа в Сеть :)

Недостатки ИТ-системы РЖД

Билеты на поезда РЖД я покупаю с сайта компании уже пару лет - оставил там не одну тысячу долларов, проехал не одну тысячу километров. В принципе - возможность приобрести билеты без необходимости стоять в кассу - это полезно. То, что там нет комиссионного сбора и оплата пластиковыми карточками организована быстро - очень хорошо. Возможность вытащить билет из автоматов самообслуживания без общения с вечно усталыми и медлительными кассирами - отлично. Но есть и куча минусов, которые за два года так никто и не поправил - при том, что большинство из них решается самыми простыми техническими методами.
Итак:
- нет учета типовых данных пассажиров с паспортными данными, каждый раз при заказе все надо вводить руками. Хорошо, если помнишь свои паспортные данные, а родные как? Далеко не всегда номер паспорта можно вспомнить мгновенно - приходится их искать в прошлых заказах. Неудобно. Надо сделать так, чтобы учитывались все данные и их можно было из списка сразу добавить в диалог покупки.
- нет учета типовых поездок - что уж проще взять все старые маршруты пользователя и давать возможность повторить тоже самое с демонстрацией стоимости "здесь-и-сейчас". Нет - это отсутствует. Как и демонстрация количества свободных мест на каждый поезд в табличке выбора номера состава. Пока не выберешь поезд не узнаешь сколько там свободных билетов - при перегрузках перед новым годом можно долго щелкать. Кстати, поезда на которые все билеты проданы вообще не показываются - вот и гадай отменили или просто удачно продали.
- при электронной регистрации система вообще никак не информирует пассажира о том, что он купил билет. Надо бы хоть присылать ему специальную MMS со штрихкодом и данными поездки или информационную SMS с кодом его билета. А то забудут распечатать в поезде список тех, кто садится на промежуточной станции и что делать? :)
- с подбором билетов просто беда. Я не говорю о типовой опции "туда-обратно", когда по запросу пассажира система выдавала бы ему варианты поездки к месту назначения и обратно с ценами и временем (и со скидкой). Как это есть у любой авиакомпании мира. Нет тольуо у РЖД - здесь исключительно линейный поиск без привязки к вариантам возвращения. То есть "туда" билеты есть, обратно - нет. И как возвращаться? Только если электричкой :) Нет подбора путешествия по цене, когда абонент вводил бы предельную стоимость и получал целевые предложения в зависимости от направления поездки, сезонности, класса бронирования и т.д. Я уж не говорю о дисконтных картах, бонусной программе и т.д. Это фантастика для нашего монополиста, которого можно объехать только на междугородних вполне себе «убитых» по техническому состоянию автобусах.
- с визуализацией бронирования до сих пор беда. На сайте любой авиакомпании есть возможность посмотреть салон самолета и буквально "ткнуть" мышкой в то место, где хотелось бы лететь. Причем, пассажиру могут предложить опции для  билета с несколькими путешествующими одновременно (1+1, 2+1, 3+2 и т.д.), но РЖД выше этого. Чтобы угадать какие места в купе заполнены надо играть в лотерею :) Хотя, количество типов вагонов пассажирских давно известно, почему бы не сделать схему вагонов достаточно простую? Я об этом уже два года, год назад писал - а без толку, не меняется. Наверное, просить РЖД упоминать в каком поезде есть Wi-Fi до бронирования билета, а где нет - совсем бессмысленно :)
- в РЖД нет единой транспортной ИТ-системы, где можно было бы заказать билет на поезд, сразу же такси и билет на аэроэкспресс. Или билет на поезд и билет на метро (может быть с развитием NFC это-таки случится хоть даже в двух столицах). Вот на Аэроэкспрессе билет + метро заказать можно. А почему нельзя выдавать такие же карточки к билетам на поезд? Было бы вполне удобно для пассажира, гарантированный сбыт для метрополитенов двух столиц и хороший дополнительный сервис для РЖД. Дело только в желании, как я понимаю?
В целом, это только основные пункты недовольства - есть и множество других огрехов "по мелочи": к примеру, невозможнсть вытащить из автомата заказанный билет если до тпарвления поезда остается меньше часа - получение только через кассу (спрашивается - почему?). Кроме того, если уж предлагается электронная регистрация, то при согласии на нее стоимость билета могла бы быть меньше ровно на стоимость бланка, на котором это все печатается.

Бум самообслуживания



После терминалов по приобретению билетов на поезда дальнего следования, а также аэроэкспрессы, руководсту РЖД пришла-таки мысль о том, что автоматизировать можно и процесс приобретения билетов на пригородные электрички. Не знаю, насколько хорошо у них это получится на практике, но по факту - монтаж все-таки начали. Застал сегодня бригаду их трех товарищей-технарей на Павелецком вокзале: говорят, все должно заработать уже на следующей неделе. То есть технически - все готово. Платить можно будет не только купюрами по 10, 50 или 100 рублей, нои монетками всех номиналов от 10 копеек до 10 рублей - дл яних приемник слева от экрана. Там просто слишком боооооольшая туба для мелочи, если ее расположить ниже, то она не помещается :) Билеты будут со штрих-кодами, по формату ровно такие же, как вы получили бы в кассе у "тетеньки".


Вот процесс монтажа - ставят сразу много. Если это хоть чуть-чуть разгрузит кассы - уже будет разумно. Для меня это вообще идеальная конструкция - не хочу общаться с людьми по таким простым вопросам. С автоматами проще. Выбрал нужную "зону" для поездки, заплатил, получил билет, приложил к контрольному турникету и, вуаля, пошел дальше. Жаль, что только с NFC это будет не так уж скоро, как бы хотелось :)


Кстати, для сравнения - вот автомат для продажи билетов на Аэроэкспресс (фотография с Белорусского вокзала) - главное не спутать :)

Домашнее чтение:
Электронная регистрация в РЖД состоялась
РЖД обеспечивает доступ в Сеть
Электронные билеты РЖД

Совсем не спутниковый :)



Судя по всему в "Сапсанах" стоит весьма странная система для доступа в Сеть. Судя по этой картинке, ни о каком спутниковом доступе в Сеть речи не идет :) Скорее всего, это гибридная система - прием информации через спутник, а отправка запросов через сотовую сеть. Поэтому бОльшую часть пути "Москва - Санкт-Петербург" или "Санкт-Петербург - Москва" (кому как нравится) абоненты проделывают в состоянии радиомолчания - антенны сотовых компаний обслуживают только более-менее крупные населенные пункты, на ЖД-линии же достаточно "дырок" не только в GPRS/EDGE/UMTS, но и, конечно, голосе: то есть связи может просто не быть вообще. Никакой, кроме радио в кабине у машиниста :)



Как отмечают наши просвещенные источники, "переговоры про [полноценную спутниковую] связь для РЖД идут уже второй год, разные участники, прожекты, откаты и техническиерешения, но воз и ныне там. В этом году наконец-то дело дошло дело до испытаний, которые планировалось проводить тестирование с множеством участников. Но из пяти компаний, которые все-таки дошли до этих тестов (связь должна быть полноценной во время движения состава), осталось только два. Переговоры продолжаются, так что нужно набраться терпения". А пока что, если увидите такие вагоны с красивыми антеннами Orbit и Starling - знайте, это только тест :)

Кстати, про одностороний спутниковый доступ в Сеть можно почитать вот здесь.