НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Мобильные решения:

Блог

  • Архив

    «   Февраль 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29  

Ростелеком приходит в Москву


На "СвязьЭкспокомм-2011" мы обнаружили, что некоторые телефоны уже "ловят" сеть Rostelecom. Разыгрывать нас долго, правда, не стали - оказалось, что речь идет про банальную фемтосоту от Alcatel-Lucent, которую, с благословения регулирующих органов, развернули прямо на стенде "Ростелеком".


Вот и она - небольшая, компактная, радиус примерно 20 метров. Работает в закрытом режиме, так что позпасть в роуминг никому не светит :) Тенденция, однако, на лицо - сейчас все сотовые активы "Ростелека" объежинят в единое целое и будет у нас "Большая четверка". По абонентам, правда, "Ростелекому" придется спорить с Tele2. Но вот по шансу получить LTE частоты - вряд ли :)
Фото:

Абоненты, давайте жить дружно?


Операторы мобильной связи в России уже настолько крупные компании, что могут позволить себе транслировать что-то в открытый эфир без сбора обратной связи. Все равно даже серия негативных материалов их быстро не "завалит", да и пока там это дойдет до руководства, на конкретном участке работы может сменится конкретный PR-специалист. Недавно один из операторов опубликовал свои "апрельские тезисы" как теперь хорошо он будет жить. Не привязываясь к конкретике данного провайдера мобильной связи, давайте посмотрим на особенности всех подобных PR-позиций – по смыслу они друг друга повторяют. Я буду цитировать избранные положения этого программного документа и комментировать их относительно ко всем компаниям, на российском рынке :) Отмечу только общее впечатление - ни одна компания в России, ну пусть говорим только про телеком-рынок, не меняется в выгодную сторону для абонентов сама. Только под угрозой чего-то более страшного это происходит :) Никогда по доброй воле.
Итак,
***Мы предоставляем услуги нашим абонентам только на основе полной информации об их условиях и стоимости. Это относится как к основным, так и к дополнительным услугам.

Именно поэтому мы так любим писать все сноски и особенности, ограничения в тарифах даже не черным, а серым шрифтом в сааамом конце, "подвале" тарифов :)

***Мы считаем важным и необходимым доносить полную информацию о подключаемых услугах при заключении договора на оказание услуг связи.
Именно для этого мы так любим редактировать содержимое нашего веб-сайта в угоду текущей реальности - даром, что оно электронное СМИ :)
***Мы считаем, что наши клиенты должны всегда оплачивать только те услуги, которые им действительно нужны. Мы всегда готовы разъяснить всем нашим клиентам, как работает и сколько стоит любая оказываемая нами услуга.
Именно поэтому мы предлагаем клиентам постоянно что-то новое в тестовом периоде, а потом начинаем брать за это деньги. Ведь клиент нам за заботу ну так благодарен :)
***Мы не проводим лотереи
Ессно, да хоть чем поклянусь! А что абонент видит рекламу таких "Розыгрышей" на билбордах или в рекламе при запросе баланса - так это у него глюки. Это стимулирующие маркетинговые акции. Вот!
***В дополнение к основным способам связи с абонентами оператор активно развивает площадки в социальных сетях для общения с клиентами и получения обратной связи, такие как Livejournal, Facebook, Twitter и Вконтакте. Для обеспечения возможности оперативного решения проблем наших клиентов во всех филиалах компании введена Twitter-поддержка абонентов.

Правда на этих площадках нет ни одного технаря компании и на большинство вопросов следует только самый общий ответ, выхолощенный до невозможности, да и тот спустя неделю-другую после вопроса. Но это не важно! Мы развиваем - вот смотрите, есть план по постам :)
***Мы постоянно ведем и будем продолжать вести работу над снижением стоимости услуг в роуминге. Для нас важно, чтобы эта услуга была доступна всем нашим клиентам.
Ничего реального мы показать особенно не можем, call-back роуминг не двигаем и считаем его гадостью, но мы работаем - дада, а если слышите гадости про отсутствие Camel-роуминга, но это не мы - это все вредные партнеры. Или интернет там под облаками в 16 раз больше, чем у другого российского оператора - это случайность.
***Мы придерживаемся принципов прозрачности, технологичности и доступности услуг роуминга. Мы считаем, что наш клиент должен быть максимально информирован о стоимости услуги в роуминге
Это непременно, поэтому
- при нажождении абонента в роуминге мы НЕ присылаем ему тарифы по данной стране - хватит с него простого SMS-уведомлеия
- по умолчанию все мобильные модемы имеют возможность международного роуминга
- нет возможности самостоятельно ограничить услуги роуминга в каком-то определенном объеме на чужбине
- мы меееелким шрифтом говорим абоненту про то, что его тарифные модификаторы действуют ТОЛЬКО в домашней сети

Ну, собственно и все дальше в таком же духе :) Общая мысль - позитивные изменения, это хорошо. Декларация - еще лучше. Но, быть может, начать с чего-то конкретного? Хотя бы поправить уже действующие "косяки"?

Синергия "Ростелеком"



Вот выйдешь так в корридор здания "Ростелеком", а здесь бац - уже "Скай Линк" окопался - висит себе роутер: практически в каждой розетке :) Вот она, синергия от слияния :)

Социальная "беспроводка"?


Не смотря на множество бесплатных хотспотов Wi-Fi и не такой уж дорогой доступ в Сеть по 3G, все-таки решение проблемы оперативного, практически безлимитного и крайне быстрого доступа в Сеть далеко от завершения. В мире есть несколько проектов по предоставления самыми обычными пользователями части своих ресурсов для использования всеми желающими - один из самых крупных подобных проектов это Fon (в России он, к слову, развивается весьма скромными темпами). Но там речь идет о стационарных точках доступа, которые не так уж и эффективны в условиях многоэтажной застройки. Возможно, ситуацию сможет исправить наличие на российском рынке миниатюрных 3G-маршрутизаторов, которые можно носить в кармане. Пользователь все равно платит только за полосу пропускания какие-то фиксированные деньги - почему бы ему не выделить часть ресурсов для остальных абонентов?


Я начал с себя - в своем Yota Egg я убрал шифрование, пароли для доступа и явно обозначил, что здесь интернет - бесплатный.


Заметно это достаточно явно - когда я сижу в кафе, еду в общественном наземном транспорте (делаю я это, правда, нечасто) или сижу на пресс-конференции, то каждый, у кого есть Wi-Fi, сможет через мой миниатюрный роутер выйти в сеть. Обычно потребности-то в таких спонтанных пользователей невелики - почту посмотреть, карту загрузить, несколько страничек веб-сайтов проинспектировать, да запись в социальную сеть отправить. Мне не жалко - даже пользовательского, самого обычного канала со скоростью в один мегабит хватит для 3-4 таких абонентов.


Кроме пользователей мобильного WiMAX, помочь страждущим могут и пользователи сотовой связи. Для пользователей "СкайЛинк" можно использовать роутер Smartwiser W450 (правда, у него нет встроенной батареи, но зато простое питание от ноубука), а пользователям МТС-Билайн-Мегафон подойдут модели Huawei E5830 и ZTE MF30. Стоят они всего-то 2-3 тыс. руб.
Может быть, попробуем? Особенный эффект будет заметен только если по крупным городам России будут постоянно ходить тысячи пользователей с такими устройствами, включенными в режим "беспарольной раздачи" доступа в Сеть. Кому-то наличие такого доступа сэкономит серьезные деньги в роуминге, кому-то даст возможность быстро заплатить себе за мобильник через интернет-банк, а кто-то сможет сориентироваться в незнакомой части города.  

«Вседиапазонный» мобильный модем



Интересное решение сегодня увидел на пресс-конференции "Скай Линк" (на фотографии, разумеется, инженерный образец – в коммерческом варианте USB-модем будет выглядеть как стандартный «свисток») - речь идет о  двухдиапазонном модеме производства Olive Telecom на базе чипсета Qualcomm MDM6600. Кроме  совмещения в себе всех основных технологий связи третьего поколения, существующих в мире,  MDM6600 вроде бы поддерживает частотные диапазоны от 450МГц до 2100МГц, обеспечивает  поддержку GSM/GPRS/EDGE, HSPA+ (до 14.4 Мбит) и EV-DO (до 14.7 Мбит). Кроме этого, здесь  есть поддержка GPS и даже... Глонасс :) Очень вероятно, что именно такие решения будут  "железом" способным работать в любой UMTS или LTE-сети любого оператора связи... на любой  частоте. Причем, в формате обычного USB-модема. Очень вероятно, что за счет такого  устройства "Скай" сможет выйти на рынок M2M решений, а также побороться с "Большой тройкой"  за рынок встроенных модулей для ноутбуков и планшетных компьютеров. Для этого, правда,  нужно, чтобы у чипсета на самом деле было сниженное энергопотребление, о котором говорится  в релизе.  

Мечты о 4G

Без сомнения, "Скай Линк", владея частотами в диапазоне 450 МГц, получив частоты 900/1800  МГц для GSM и "отбив-таки" частоты 2,1 ГГц, готовится к LTE. Во всяком случае, в своих  GSM-сетях на 46 лицензионных территориях, компания готова ставить только оборудование  LTE-ready, а риторика Гульнары Хасьяновой, генерального директора компании, напоминает  партийную установку из серии "нижние частоты для строительства сети необходимы, поэтому  операторы должны их получить". В принципе - разумно. Тем более, что "Скай Линк" с недавнего  времени не чужой "Ростелекому", куда "слились" МРК "Связьинвеста - очень вероятно, что  именно этой объединенной компании ГКРЧ отдаст на откуп отработку и внедрение правил,  связанных с работой LTE всех российских операторов связи (в целом - крайне странная  практика, но дождемся 28го декабря).
Мало кто помнит, что в настоящее время небольшой «Скай Линк» располагает лицензиями на  предоставление услуг CDMA и GSM в диапазонах 450, 900, 1800 и 2100МГц на территории, где  проживает 96% населения РФ. Да, на части территорий сети запущенны на оборудовании МТС,  которая получает денги за пропуск трафика и аренду БС, и даже экзотического "Вайнах  Телеком" (речь идет о Чечне). Но это - временное партнерство, как говорил классик  "временные попутчики", нужные оператору для достижения вполне конкретной цели. Призрак  "четвертого федерала", в которого будут закачены огромные ресурсы, который будет объединять  все технологии доступа в Сеть и под единым руководством сосредоточит сотовые активы МРК  "Связьинвеста", и который, самое интересное, будет иметь вполне реальную поддержку властей  в виде местных контрактов для своих администраций, возможно и новой версии конфиденциальной  сотовой связи, вполне очевиден.
Частные клиенты такого оператора вряд ли будут волновать, основная цель это госпроекты,  локальные MVNO (как специального назначения - к примеру, для силовых ведомств, так и  социального плана - к примеру, для пенсионеров), скоростные сети для передачи трафика для  спецпотребителей и т.д. И, самое интересное, что этот рынок еще толком-то и не занят. Те же  инфоматы, которые "Ростелеком" будет ставить по всей России, вполне могут обеспечиваться  связью не по кабелю, а по LTE. А что, если надзорные камеры решат поставить в каждой  российской деревне? Там тоже понадобиться "беспроводка". Существуют масштабные проекты  "мобильны офисов" для выборщиков, налоговиков, многочисленных товарищей в погонах и т.д. И  всем надо передавать их любой точки страны видео, аудио-, где информация если не секретная,  то как минимум ДСП, следовательно не всякому оператору это доверишь. Кроме как "своему", так  сказать "рекомендованному". Я, конечно, немного утрирую, но только самую малость.
На рынке мобильной беспроводки складывается интересная ситуация, когда собрав все небольшие  активы под единым "крылом", в России не может, а уже появляется весьма серьезный оператор,  который часто называют Мегателеком, реально претендующий на то, чтобы превратить "Большую  тройку" в "Большую четверку". Следующий год, кстати, для строительства этого оператора  будет решающим.

Тенденция - автономные роутеры для 3G



Насчет того, что роутер 3G/Wi-Fi от "Скай Линка" первый автономный на российском рынке - я бы поспорил, примерно аналогичные "игрушки" есть у МТС и "ВымпелКом". Но подход операторов связи вырисовывается достаточно точно - кроме мобильных модемов, крайне активно, очень напористо и достаточно явно они начинают продвигать роутеры для беспроводных сетей. Это  понятно - носимый хотспот стимулирует абонента использовать для беспроводного доступа в Сеть любое устройство, которое поддерживает Wi-Fi - от коммуникатора и планшета до обычного ПК.


Правда, с батареей у роутера Skylink VW310 (производство компании Vertex Wireless) пока не совсем хорошо - она держит только 2 часа, и то, видимо, в пике. А в комплекте зарядное устройство для автомобиля, судя по всему, отсутствует. Но это не беда - зная на практике, что настроить такую систему достаточно просто, могу утверждать, что обеспечить доступ в Сеть все подобные "железки" смогут очень быстро: достаточно определить какой режим работы им присвоить (будет, к примеру, установлен пароль или фильтрация по MAC-адресам) и подключить питание. Не забыть RUIM-карту :) по сути, устройство не требует дополнительных драйверов и настроек компьютера, является компактным и действительно простым в использовании. Размер "железки" от Ская - 115x65x15 мм, вес - 150 грамм. Цена только великовата - почти 8,5 тыс. руб. Роутеры для UMTS-сетей можно найти и за 1,5 тыс. руб. Надо все-таки написать небольшой обзор :)

Какие MVNO могли бы выжить на рынке?

Компания "Ростелком" намерена создавать и выводить на рынок виртуальных операторов сотовой связи под брендом "Плюс Один". Пока что мы слышим туманные мысли о том, что "это будет рыночный проект": по факту мало что понятно. Аналогичная ситуация с MVNO-проектами компании "Скай Ликн" - множество договоров вроде бы в работе и весьма скромные успехи по сути. Давайте попробуем представить что может быть в целом интересно рынку?
- ниша "дешевого голоса" уже забита - место для новых игроков на рынке, конечно, есть, но не много. Остаются ТП для студентов и школьников, а также футбольных болельщиков, которые были бы традиционно заточены на общение внутри тарифа, а также получение специфического контента. К примеру, льготные цены на IPTV спортивных матчей.
- в сегменте передачи данных интересны контент-ориентированные ТП: доступ к соцсетям, IM-системам, службам знакомств и т.д. В сочетании с разлоченными мобильными модемами это было бы вполне интересное "окно в мир" для совсем не подвинутых пользователей, которым нужно выходить в сеть на несколько часто посещаемых ресурсов. Модемы уже научились «безболезненно» устанавливаться практически на любой компьютер, выставляя драйверы и программы управления из встроенной памяти, поэтому аудитория у такого ТП была бы вполне широкой.
- социальные MVNO - доступ к порталу госуслуг, государственные ресурсы и сети (типа регионалочки - для чиновников), снова основные социальные сети, сайты местных органов власти, новостные порталы. Такие ТП с мобильными модемами или роутерами могли бы распространяться местными властями по «богоугодным» заведениям с несколькими общедоступными компьютерами.
- "местный вызов" - безлимитное общение внутри одного региона, реализуемое по модели стационарно-мобильного телефона. Никакой передачи данных - только голос. Как вариант можно поставить один VSAT, от него релейками "пробить" несколько ближайших населенных пунктов, где подвесить (хотя бы на ретрансляционных вышках для ТВ-сигнала) по 1-2 секторным БС сотовой связи.
- "дорогие земляки" - до сих пор слабо проработанная ниша этнических ТП с дешевыми вызовами в совершенно конкретную страну СНГ, возможность мобильных переводов между телефонными лицевыми счетами, зарегистрированными в России и в странах СНГ, мобильным банкингом с единственной функцией - перевод на родину (все Contact и Лидеры бы скончались от зависти по оборотам), а также саппорт на родном языке, гид по крупным городам России (в виде Java-приложения), короткий номер для консульской помощи и т.д.
- "тотальный M2M" - MVNO ориентированный на передачу данных от датчиков телеметрии, охранных систем, систем навигации не только и не столько от корпоративных, сколько от частных клиентов. Причем, все решения поставлялись бы преднастроенными - с минимальным "ковырянием" самого заказчика в технических особенностях мобильной камеры или навигатора. Плюс подобного MVNO - плоские тарифы и повышенный upload для подобных систем передачи информации.
- навигация и наблюдения - ТП для навигаторов с обратной связью и смартфонов, где за абонентскую плату поставлялись бы не только пробки по городам страны, но и трансляция с видеокамер о дорожной ситуации, а также информация о наличии мест в ближайшем паркинге. До сих пор эта ниша для автолюбителей свободна практически полностью.
Что пропустил?:)  

Две SIMки на одном номере?

Наверное, не будет преувеличением предположить, что современный мобильный пользователь обладает как минимум двумя, а то и тремя  устройствами, которым время от времени нужен доступ в Сеть. Это может быть сочетание "телефон+КПК" (возможно, но устарело), "телефон+навигатор+нетбук" (возможно), "смартфон+интернет-планшет+нетбук" (крайне вероятно) и т.д. Суть в том, что перебирая устрйоства в зависимости от задачи, абонент сталкивается с интересной ситуацией - ему приходится или переставлять одну SIM-карту в разные устройства, или клонировать ее (что само по себе сложно технически и сопряжено с "утеканием" данных на сторону), либо заключать несколько контрактов. А вот использовать несколько SIM-карт с одним тарифным планом и контрактом не всегда реально. Точнее - практически невозможно.
О таком сервисе я слышал только у "Скай Линк", но, честно говоря, не помню, введен ли он в коммерческую эксплуатацию. Операторы "большой тройки" действуют иначе - у "МегаФона" есть услуга подключения к своей SIM-карте второго номера, который можно использовать только для входящих звонков. А у МТС можно использовать два номера, но на одной SIMке. Сделать так, чтобы на один контракт можно было "навесить" несколько SIM карт, пара из которых используется только для передачи данных, а одна - для голоса, пока нереально.
Этому есть одна главная причина - дело совсем не в технических сложностях, а... в тарифах :) Если посмотреть повнимательнее на то, что предлагается на рынке, можно вспомнить давно сделанный вывод о том, что большинство представленных на рынке тарифов слишком заточены для 1-2 типовых услуг, будь это голос, SMS или передача данных или звонки внутри тарифа или дальние вызовы и тд. С помощью такого нехитрого способа операторы наращивают абонентскую базу. Но в ближайшем будущем им все-таки придется перейти на принцип "тарифного калькулятора". Когда на одном контракте будут "подвязано" несколько SIM карт с одним номером, каждая из которых будет потреблять свой тип контента. Или его сочетание. И они смогут работать в сети одновременно. А пополняться - с одного счета. Причем, ничего особенного для этого не потребуется - "безлимитные" каналы с ограничениями по скорости уже есть, пакеты SMS пользователь может приобрести с помощью USSD-команд, а голосовое общение оптимизировать с помощью тарифных модификаторов :)
Хотя, очень вероятно, что для выхода в сеть пока что наилучшим образом будет миниатюрный роутер с емкой батареей. Его единственной задачей будет служить карманным коммуникационным центром, "раздавая" сигнал сети 3G или 4G по Wi-Fi. Главное в таком устройстве - небольшие размеры (чтобы положить в карман, сумку и "забыть" на пару дней, а также емкая батарея. Все-таки у такого устройства нет "прожорливого" дисплея, только световая индикация, поэтому шанс, что он сможет обеспечить мобильным интернетом несколько устройств хотя бы пару рабочих дней - достаточно велик. К сожалению, для 3G таких устройств пока немного - по одному у каждого оператора связи, включая операторов мобильного WiMAX. Но очень вероятно, что именно этот форм-фактор сможет ускорить массовое внедрение сете1 4G и победит в LTE сетях такой форм-фактор, как мобильные модемы.
Самое интересное, если подключение к таким устройствам будет в режиме free (что-то наподобие сегодняшних экспериментов с Wi-Fi сетями Fon) - быть может, это создаст предпосылки для формирования определенной субкультуры, когда быстрый доступ в Сеть можно будет получить действительно  повсеместно?

Операторское железо

Неторопливо и очень осторожно российские операторы связи начинают повторять путь своих иностранных  коллег, развивая направление "операторского" оборудования для конечных клиентов. Развивать подобное направление бизнес им приходится по необходимости – оно способно обеспечить им поддержание притока новых абонентов и дать дополнительный стимул для удержания старых клиентов. Начав с реализации мобильных модемов под своей торговой маркой пару лет назад, некоторые компании мобильной связи насчитывают в своих каталогах уже множество разнообразных вариантов кастомизированного оборудования.


Я вот смотрю на новый МТС Business 840 и не вижу здесь ничего отличного от других терминалов. Если бы не одно - это девятая модель в ряду фирменного железа от компании -
семь "телефонов МТС", а также два ко-брендовых аппарата МТС-Nokia и МТС-Alcatel. Ценовой диапазон всех трубок от 980 до 4490 руб. (если без контаркта). Стандартная разница телефона с контарктом МТС и без него - 500 руб., видимо столько диллерской комиссии уходит при продаже SIMки :) Кстати, не могу понять - по какой причине нет скидок для пользователей услугами компании? Ну да - 1500 бонусных баллов за покупку телефона для участников программы «МТС Бонус» это ясно,но скидка на тот же Business 840 при подключении к новому ТП в деньгах - порядка 1 тыс. руб.
Наверное, самое забавное в этой программе - программа Trade-in для телефонов, продаваемых под брендом МТС. Говорят, что реальная стоимость сдаваемого телефона заранее зафиксирована: через 9 месяцев, но не позднее 12 месяцев с момента покупки, он принимается на обмен за 50% от той стоимости, за которую был приобретен. Купл за 2 тыс., зачтут 1 тыс. :) Кстати, а что происходит со старыми трубками?:)
В целом, существует всего 4 основные категории подобных операторских устройств. Самый  массовый - это частные клиенты, позитивно воспринимающие недорогие решения: им предлагают мобильные терминалы, "залоченные" для использования в базовой сети оператора. У большинства операторов мобильной связи есть реальная потребность уменьшить порог подключения, поэтому они и предлагают пользователям действительно недорогие мобильные телефоны. У МТС в этой категории можно найти терминалы с цифровыми индексами 236, 733, 736, 835 и т.д. У "ВымпелКома" в данной категории "засветились" U121 и U5700. Все терминалы – от компании Huawei. Самое простое решение от "Скай Линк" - недорогой Hisense CS668. Сюда же относятся  т.н. социальные устройства - это миниатюрные недорогие  телефоны, устройства с большими кнопками для пожилых людей и т.д. В этой связи можно вспомнить T261L от Huawei, CP09 от тайваньского производителя iNO Mobile и Minifon TDS12-1 от китайской компании Umeox Mobile.
Второй сегмент ЦА - бизнес-пользователи и продвинутые абоненты, для которых все операторы  предлагают полностью преднастроенные и тоже "залоченные" мобильные модемы с различными тарифными  планами. В мобильный модем можно встроить MP3-плеер, GPS или Глонасс-приемник, трекеры, решения для определения местоположения абонента в режиме SOS, но рынку нужно простое устройство по минимальной цене с очень небольшим функционалом. Уже сейчас в России мобильные модемы субсидируются операторами связи, причем общий тренд последнего времени –  постоянное удешевление и их стоимость для абонентов действительно в скором времени не будет превышать 20 долл. У МТС и у "МегаФон" в настоящее время это модемы под индексом E1550 от… того же Huawei. Чуть больше разнообразие "железа" у "ВымпелКома" – Huawei E219 и ZTE MF622. В общем, это и все для UMTS-сетей. Значительно больше разнообразия, при меньших объемах продаж, можно найти у "Скай Линка" – основными поставщиками здесь выступают AnyData, Ubiquam и ZTE.
Третья категория - это средне- и высокодоходные абоненты, которым интересно оснащать свои квартиры  или офисы стационарно-мобильными терминалами - выглядят эти устройства как самые обычные "офисные"  телефоны, но работают по беспроводной сети и, при желании, могут служить мобильными модемами для  нескольких компьютеров. В данном случае можно отметить модели Ubiquam UF300, Huawei ETS1001 и Axesstel PX310R от «Скай Линка», а также Huawei ETS 3053, которую продвигает «МегаФон» - продажи у них небольшие, но стабильные.
Кроме того, эти же абоненты в наибольшей степени восприимчивы к оборудованию, которое помогает обеспечивать их безопасность  - к примеру, у "МегаФон" и "СкайЛинк" можно найти как MMS-камеры (модель V900), так и  видеокамеры (система Smart Vision), которые передают данные по "беспроводке". Определенную популярность имеют решения, которые создаются «на стыке» двух технологий - к примеру,  MMS-фоторамки (модель MMC225), которые могут не только демонстрировать фотографии, но и принимать их по сотовой сети в виде MMS.
И, наконец, четвертая ЦА - это корпоративные пользователи, которых интересуют, в основном,  гибридные хотспоты UMTS/Wi-Fi или CDMA2000/Wi-Fi, которые позволяют автоматизировать работу  небольшой рабочей группы или мини-офиса. Операторы "Большой тройки" с редким единодушием предпочитают продвигать 3G-маршрутизаторы Huawei E960, иногда - ZTE MF608. А наибольшим «представительством» таких устройств располагает оператор “Скай Линк”: в его арсенале присутствует шесть беспроводных маршрутизаторов – полноразмерные Digi CR4110 CDMA router, Cmotech CNU-680PRO и CNU-550PRO, Huawei EC-506 и AnyData AWR500A и миниатюрный роутер Syncwiser (модель UR-W450 весом всего в 70 гр.).

Домашнее чтение:
Операторское “железо” для СМБ
Производитель для операторов

Блогоактивность телекомов :))

Блогоактивность телекомов пока что находится у нас на весьма среднем уровне. Я из коммьюнити могу припомнить только проект "Скай Линк" 3GClub, который как-то постепенно увядает/увязает. Теперь вот и "МегаФон" подтянулся - официально анонсировали Ru-MegaFon. Судя по наполнению (им занимается пара человек в компании + агентство) я пока не могу понять для кого это :) Если ЦА - конечные пользователи, то там слишком много "релизных" тем. Если журналисты - все слишком поверхностно :) Когда же будет определенность?:)) МТС у нас ничего не делает, как и ВымпелКом. А Tele2 обосновалось в Facebook. О том, что сотовые активы Связьинвеста/Ростелекома выйдут как-нибудь в Сеть я уже молчу :) Кстати, постепенно "загибается" и коммьюнити Yota - опять же сбой концепции. Аудитория есть - конкурсов хотя бы: нет. Грустно смотреть, можно потерять хороший задел - "Новости покрытия" компанию не спасут.  К примеру, была демонстрация сети в Казани: были и журналисты, были и блоггеры. По какой причине товарищи из Апостол Медиа не сделали хотя бы сборник ссылок на твиттеры, ЖЖ и публикации тех, кто там был? Пользователям бы было интересно на самом деле. Уф  8)