НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Мобильные решения:

Блог

  • Архив

    «   Февраль 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29  

Бесплатный Wi-Fi в городском транспорте?

Читая о том, как операторы соревнуются в предоставлении услуг связи для пассажиров общественного транспорта в который раз хочется пожелать всем... системности в таком подходе, чтоли. Ну понятно, что списать неликвид в виде громадных UMTS/Wi-Fi роутеров всем операторам ой как хочется. И лишний релиз в копилке "информационных поводов" тоже не повредит. Но кто хоть раз видел, как это привинчено в кабине водителя, надолго потеряет сон и веру в эргономичный дизайн :) Мотки изоленты, сверкающие лампочками "бока" оборудования, шелестящий вентилятор инвертора :) Бррр :) Работает, конечно, но выглядит странно.
При этом, стоимость такого доступа в реальности совсем невелика - ну сколько пассажиров смогут воспользоваться доступом в день? Пара десятков глазастых пассажиров, которые увидят небольшие стикеры по этой теме с рекламой оператора связи на бортах техники. Между тем, в мегаполисах уже давно пора сделать бесплатный Wi-Fi во всех без исключения транспортных средствах, которые возят пассажиров. Особенно включая маршрутки и аэроэкспрессы, которые гоняют в аэропорты и по длинным маршрутам через весь город. Оператору достанется рекламная "полянка" этого бизнеса, а автобусные, троллейбусные и трамвайные парки повысят привлекательность поездок на своих маршрутах. Не забыть бы и автобусы, которые ездят между областными центрами, а также электрички - давно уже пора стимулировать операторов связи развивать инфраструктуру по автомобильным и ЖД-трассам. Сейчас спасает только наличие пары телефонов и 3-4 сим-карт. Ведь если надо позвонить с российской трассы даже в ЦФО, то пару минут будешь перебирать телефоны в поиске лучшего сигнала от оператора связи. Что уж говорить о других регионах - речи о тотальном покрытии даже голосом нет :)
Вообще, операторам, как мне кажется, давно уже стоит создавать комплекты для "интернетизации" автомобилей - как частных легковых машинок, так и всех типов городского транспорта. Причем, сделать это в "коробочной" версии, как сейчас продают те же мобильные видеокамеры. Достаточно нормального крепления для миниатюрного роутера, качественного и длинного кабеля для подключения к прикуривателю автомобиля, хорошего "тройника" для подключения того же навигатора через бортовую сеть машины и т.д. ну и, конечно, вполне логично было бы реализовывать для таких "подключенцев" разумный тариф на передачу данных с 2-3 симками, подключенными на один лицевой счет - одна, к примеру, для роутера, вторая для навигатора и т.д.

Мобильных хотспотов станет больше?



Судя по всему, опыт компании "МегаФон", которая установила UMTS/Wi-Fi роутеры в нескольких автобусах Нижнего новгорода, не оставила равнодушными других участников рынка. На днях примерно аналогичный проект запустили в Мурманске сотрудники "ВымпелКом". Не смотря на хорошую идею, подобный рынок в России совсем не развивается. И это при том, что установка таких устройств, к примеру, на междугородних автобусах вполне пользовалась бы спросом (для сравнения в Западной Европе она давно есть, причем работает бесплатно для пассажиров) - все равно во время поездки делать особенно нечего, а так можно "посидеть" в социальных сетях, посмотреть новости. В городском транспорте такие хотспоты, скорее, будут нужны в столице, где есть реальная возможность "вляпаться" в пробку практически в любое время суток :) Самое главное - может ли такой проект приносить оператору прибыль или служит только имиджевым целям?
С одной стороны, информация о местоположении общественного транспорта давно собирается в рамках региональных программ "умного транспорта", где данные с GPS/Глонасс приемников передаются в центр мониторинга транспортной компании и/или МЧС. Достаточно заменить модем в такой "связке" на карманный роутер, оплатить чуть бОльшую ширину канала и, вуаля, сотни автобусов можно считать "интернетизироанными" в короткое время. Причем, можно оставить такие проекты бесплатными для абонентов и, не увеличивая стоимость билетов, окупить их за счет рекламы, которая может транслироваться в салоне транспортного средства с помощью ТВ-экранов. Операторов таких систем в стране предостаточно, обеспечить канал доступа для загрузки новых роликов и сбора статистики показов вполне возможно по сотовой сети (благо 3G на открытом воздухе поймать вполне реально).
Будут ли популярны такие "мобильные хотспоты" для пользователей? При том, что у каждого активного абонента есть смартфон с подключенной услугой передачи данных? При тотальном режиме free - вполне возможно. Особенно, учитывая тот факт, что сигнал такого хотспота куда как лучше, чем сигнал базовой станции, поэтому батарея смартфона будет разряжаться куда как меньше. Возможно получить бОльшую скорость загрузки информации, чем при работе с сетью оператора напрямую - все-таки у хотспота есть внешние антенны, которые можно разместить на крыше транспортного средства. Кроме того, бесплатный доступ такого рода можно предложить как альтернативу тем клиентам компании, которые поставят к себе в смартфоны программы, анализирующие качество соединения с сетью оператора связи в каждый момент времени: эдакий народный контроль в постоянном режиме. Главное, чтобы таких "мобильных хотспотов" было как можно больше.
А вот просить за такой доступ отдельные деньги нет никакого смысла - даже глобальная  сеть Beeline Wi-Fi в столице из 13 тыс. хотспотов не приносит дохода. Скорее, такие мобильные точки доступа надо использовать для воспитаия у клиентов желания быть "постоянно на связи" и активно использовать "спонтанные" сервисы фотохостингов, социальных сетей, электронной почты и IM, с которыми они будут работать и по 3G-сети. Классический вариант "первый опыт - бесплатно".

Расширенный функционал мобильных роутеров


Рассматривая более внимательно мобильные носимые роутеры UMTS/Wi-Fi, которые представляют компании "Большой тройки", пытаюсь представить себе тот функционал, который был бы нужен в них в дальнейшем. Сейчас на рынке есть только первые версии подобной техники, созданные по принципу "минимум сервисных функций - надо прощупать рынок". Именно поэтому (кроме дотирования со стороны операторов связи) они и стоят так немного - меньше 100 долл., если покупать их в фирменных салонах и с контрактом.
Чего бы хотелось видеть в них на будущее?
- порт для карт памяти - к примеру, для наиболее распространенного формата SD, что сделает их не только миниатюрными устройствами для выхода в Сеть, но и небольшими системами хранения: можно будет раздавать пользователям внутри сети обновления для операционной системы, медиа-контент, драйверы для новых периферийных устройств и т.д.
- как минимум два слота для SIM-карт - чтобы можно было оперативно переключаться с одного оператора на другого при наступлении различных условий: потеря связи, закончились деньги ан счету, роуминг (в том числе и внутрисетевой) и т.д. Не два радиоблока – а именно два порта для карт с дистанционным или автоматическим переключением. Я уж не говорю про разные стандарты сотовой связи - с приближением LTE это становится в принципе бессмысленным
- возможность отправлять SMS через встроенную систему управления - сейчас роутеры, в отличие от модемов, такой возможности лишены, а жаль.
- устанавливаемая на компьютер пользователя (администратора) программа для управления устройством - сейчас для добавления пароля, включения фильтрации по MAC-адресу, перезагрузки и т.д. необходимо забираться во встроенное ПО управления роутером, для многих клиентов это не всегда выполнимая задача (хотя, отмечу, делать это приходится и не часто)
- наличие встроенной памяти в устройстве, куда пользователь мог бы записать необходимое ему ПО для работы в сети Интернет - какой-то пакет может поставляться оператором связи, что-то можно добавить от себя
- локальная программа контроля качества сети - при желании пользователя, он мог бы участвовать в наблюдении за сетью своего оператора связи, получая за это какие-то бонусы - к примеру, сикдку на абонентскую плату или пакет трафика в подарок. Все равно оператору связи это куда как более выгодно, чем "гонки" машин контроля качества сети по мегаполису - все равно всех тонкостей, к примеру сети в метро так "не отловить".
В принципе, я бы добавил туда еще и связь по Bluetooth - это позволило бы таким устройствам обеспечить обратную связь для автомобильных навигационных систем, "собранных" на базе КПК, где нет доступа в Интернет по умолчанию.

Бортовой интернет


В Европе все очень просто со спутниковым интернетом - если коммерческая компания хочет, то вполне спокойно можно смонтировать такое решение в скоростном поезде. Пусть это и стоит 6,5 евро в час, но доступ в Сеть действительно скоростной - почитать почту или загрузить несколько веб-сайтов вполне хватит. В этой связи предлагаю посмотреть на интересный сюжет Euronews об этой технологии. Остается только глубоко вздохнуть и помечтать, когда такой же сервис будет в российских "Сапсанах" :)


Кстати, беспроводной интернет вполне может появится и там, где его не ждали - к примеру, в городских автобусах в Нижнем Новгороде. "МегаФон" решил "интернетизировать" обычные рейсовые автобусы - благо, стоит это недорого. Достаточно одного хотспота UMTS/Wi-Fi, который может быть подключен к бортовой сети автобуса, размещаться в кабине водителя и раздавать доступ в Сеть доя 3-5 пассажиров. Большему количеству клиентов это и не надо :) Пока что этот сервис будет бесплатным - в рекламных целях. Надеюсь эта тенденция продлиться и дальше и распространитсья, к примеру, на маршрутки в столице - будет очень удобно пережидать там дорожные пробки   8)  

Wi-Fi в общественном транспорте

Читаю про то, как ВымпелКом установил Wi-Fi на автобусной остановке в Красноярске и подумалось мне, что подобные проекты вполне "прижились" бы не только в этом городе или Сочи (были анонсированы, но так и не случились для Олимпиады - может еще успеют). Как мы помним, у нас, к примеру, Глонассом, с разной степенью успешности оснащается общественный транспорт во множестве регионов. Таким образом, нет ничего особенно сложного в том, чтобы организовать на каждой остановке хотя бы в центре крупных городов специальные вандалоустойчивое табло, где показывалось бы сколько точно времени пройдет до подхода именно вашего автобуса/троллейбуса/трамвая. Я видел такие табло в Швеции - очень понравилось, поскольку информативно. Естественно, передача таких данных организуется по "беспроводке". Если на некоторых остановках еще поставить "тумбы" автоматов самообслуживания, где можно было бы пополнить счет мобильного телефона или купить билет на поездку на общественном транспорте, инфраструктура была бы полностью отстроена. Дополнительно пассажирам можно было бы получать доступ в Сеть с любого смартфона по Wi-Fi. Логином для доступа мог бы служить номер проездного билета (они и так учитываются во многочисленных АСКПП). Причем, оборудования для этого потребуется минимум - банальный роутер UMTS/Wi-Fi (такие у Huawei или ZTE присутствуют в большом количестве), пара антенн, а также железный ящик для установки этого оборудования. Ну еще канал электропитания. И... да-да - разрешительные документы. Хотя, если использовать оборудование из списка "упрощенки", то может получится достаточно быстро. Вопрос только в ЦА, которой это будет интересно. В случае с табло платные услуги можно обеспечить путем отправки SMS на телефоны пользователей из серии "ваш автобус только что выбрался из пробки и будет на остановке через минуту двадцать секунд - гарантирую". Wi-Fi был бы приятным дополнением для того, чтобы скоротать время за ожиданием транспорта. Правда, в российских условиях надо делать такие остановки полностью закрытыми от ветра и снега. Кроме того - ставить там веб-камеру для наблюдения за порядком (с развешиванием соответствующих наклеек). В идеале - совмещать с небольшими торговыми палатками, как это сейчас и реализуется. В принципе - возможно :) Не говорю уже о том, что Wi-Fi давно пора добавлять в вагоны метро или салоны хотя бы маршруток, которые полчаса добираются до аэропортов :)