НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Мобильные решения:

Блог

  • Архив

    «   Февраль 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29  

Выживут ли терминалы самообслуживания?


Если вы попробуете пополнить счет мобильного телефона, интернет-провайдера или "забросить" денег себе в кошелек электронной валюты, повнимательнее приглядитесь к тому терминалу самообслуживания, через который вы соберетесь это делать. Эра комиссии в 1-2% а, казалось бы, самые простые операции ушла в прошлое. Я убедился в этом на своем примере, когда пополнял счет своего мобильного телефона и интернет-провайдера - пришлось в сетях Cyberplat и Qiwi заплатить по 9-10%, причем сумма взноса была больше 500 руб.: больше той магической черты, выше которой все декларируют если не нулевую, то пониженную комиссию за пополнение счета.
Когда я написал об этом в twitter и facebook, то коллеги мне все разъяснили - оказывается, в этих и многим им подобных сетях есть только основной процессинговый центр и бренд. А большинство автоматов - сторонние компании и ИЧП, которые устанавливают размер комиссии самостоятельно. Причем, это хороший бизнес. Минимум 5% в той же сети Qiwi платят за любой платеж системе владельцы терминалов. Все, что сверху - остается им. Но внакладе никто не остается - центральная структура получает от операторов связи от 1 до 5% за проведение каждого платежа, все зависит от объема поступлений. А местные владельцы автоматов часто участвуют в серо-черных "обнальных схемах" (генерация наличных в автоматах просто фантастическая), что позволяет им получать еще 3-7% "в довесок". Соответственно, каждая часть глобальной структуры зарабатывает свои 10%, прямо или опосредованно, только на том, что передает информацию о пополнении счета получателям платежа.
Есть ли будущее у терминалов самообслуживания при таком подходе? Как не странно - да и вполне безоблачное. Ровно до тех пор, пока основная масса пользователей "не просечет" сколько именно они платят за проведение своих платежей. Приведу простой пример. Около полугода назад мне стало сложно физически забирать посылки, которые я получал от Ebay, в самом обычном отделении Почты России. Оказалось, что значительная часть "хвоста" клиентов приходят туда не за услугами связи, а чтобы заплатить за коммунальные услуги - просто % за перевод платежа там стал гораздо ниже чем в "Сбербанке". Электронные терминалы же пока остаются единственными вариантами пополнения счета - конкуренцию им составляют только кассовые узлы супермаркетов, да банкоматы. Но карты у нас пока используются для "обнала" наличных раз в месяц. Есть еще интернет-банки, где переводы и вовсе без комиссий, но аудитория этих сервисов неизмеримо мала - относительно общей массы клиентов, разумеется. В этой связи один из моих друзей в Facebook поделился интересны наблюдением - "как-то долго стоял в Домодедово и наблюдал, как активно народ пользовался терминалом с комиссией 8% (!), пополняя счет телефона перед вылетом (или после прилета). Между тем, там был открыт салон "Евросеть", где можно было внести деньги на счет без комиссии. Может быть пенсионеры первыми в стране учатся считать деньги. Но не уверен, что это распространяется на молодежь, например. Даже твой пример - учитывая, что в банках комиссия за мгновенный интернет-платеж в пользу коммунальщиков по-прежнему 0%, то другие способы - это уже трата денег, по крайней мере для москвичей, которые в большинстве имеют счет в банке и интернет".
Кстати, на высокой комиссии пользователей могут заработать салоны сотовой связи, если внимательно подойдут к вопросу маркетинга - снизят минимальные суммы проводимых платежей и не будут вводить комиссии за пополнение счетов. Еще один интересный мне рассказали тоже в Facebook - "Надеюсь, со временем народ просечет эту фишку и терминалы с высокой комиссией будет обходить стороной. У меня около дома в универсаме охранник уже положил начало этому движению. Его так сказать рабочее место недалеко от двух терминалов. Каждому подходящему к терминалам он говорил - не платите здесь, они берут комиссию а в Связном через 10 метров без комиссии ;))" Каждому салону связи бы по своему "охраннику" - терминалам нечем было бы заняться в принципе :)
Еще одна проблема подобных "железных тумб" - тот факт, что размер комиссии динамический и перед проведением платежа его никак не узнать. Ну не показывают пользователю такой информации и все. Узнаешь о том, что надо заплатить 10% уже после того, как "скармливаешь" терминалу первую купюру.